Будучи практикующим мусульманином, выдающийся египетский писатель Нагиб Махфуз посвящает ряд своих произведений осмыслению ислама. Среди них, в первую очередь, признанный весьма спорным с точки зрения исламского фундаментализма и запрещенный в Египте околобиблейская аллегория - роман “Awlad haratina” (1959 г.), а также малоизвестный, но не менее серьезный по содержанию и художественно ценный роман “Rihlat Ibn Fattouma” 1983 г., написанный в форме дневника средневекового путешественника из мусульманского мира, не нашедшего совершенства на родине, где царят "несправедливость, бедность и безразличие", и пустившегося по свету в поисках совершенства. Перед нами предстают аллегории пройденных человечеством и современных общественных систем глазами мусульманина - языческий племенной строй, западная капиталистическая демократия с западной моделью ислама, страна всеобщего равенства с социалистическим строем и т.д.
As a practicing Muslim the prominent Egyptian writer Nagib Mahfuz devoted some of his works to understanding of Islam. Among them first of all should be mentioned his novel "Awlad haratina" (1959; banned in Egypt) a kind of allegory which includes prototypes of Muhammad and Jesus. Another novel on this theme is "Journey of Ibn Fattuma" (1983). The novel is written in the form of a diary of a medieval traveler's from a realm of Islam, who had not found an excellence in the country where there is "an injustice, poverty and indifference" and started to travel the world in search of perfection. Critical thinking about the non-Islamic countries - their religion, customs, social structure, relationships between men and women outlines in this narrative. The novel helps to understand the place and role of Islam in world history, to take another look at the society in which we live, makes wonder how far from perfect are the public systems.