В статье рассматривается формализация и проводится дефинирование понятия суверенитет в различных правовых школах. Учитывается многоаспектность данного понятия и дается обоснование необходимости разделения этого понятия на государственный суверенитет, национальный суверенитет и народный суверенитет. Показана необходимость анализа каждого из аспектов понятия суверенитет с учетом протекающих в мире процессов глобализации и регионализации, а также необходимость изучения основных закономерностей и исторических форм, касающихся суверенитета национальных государств и многообразных аспектов их функционирования. В статье приводится анализ научных трудов отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам определения и анализа идеи суверенитета. Доказывается, что идея национального суверенитета характеризует ту стадию развития национального государства, когда оно признается субъектом общенациональных интересов в контексте международного правопорядка. Актуализируется влияние социально-культурных условий на понимание явления суверенитета. Уточняется формулировка теоретико-методологического аппарата суверенитета. Прослеживается генезис внедрения идей о суверенитете в государственном образовании.