В статье с позиций компетентностного подхода рассматривается вузовский менеджмент, основными ориентирами которого являются инновационная квалификационная структура образовательного учреждения и профессиональные стандарты. Описаны механизмы пополнения квалификационного капитала вуза. Показаны возможности и последовательность разработки и использования профессиональных стандартов для всех категорий сотрудников учебного заведения (профессорско-преподавательского состава, научных работников, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала). Управление вузом, построенное на непрерывном совершенствовании профессионализма каждого члена трудового коллектива, особенно актуально для «экономики, основанной на знаниях», когда образование, реализуя идею «опережающего обучения», «программирует» векторы дальнейшего социального и экономического развития. Подобная организация функционирования образовательного учреждения позволяет справиться с целым комплексом острых проблем: гармонизировать требования ректората, Минобрнауки и всей системы образования к результатам повышения квалификации сотрудников вуза; построить логичную и непротиворечивую модель квалификационных уровней, исключающую образовательные «тупики» и делающую прозрачной и понятной логику приращения профессионализма сотрудника; сформулировать и систематизировать четкие критерии определения квалификации кандидатов на вакантные должности; ввести единые подходы к сертификации как при завершении профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников, так и при оценке их непосредственной практической деятельности; соотнести вузовские квалификационные требования с российской и европейской национальными рамками квалификаций.
The paper looks at the higher school management oriented on the innovative qualification structure and professional standards in the light of the competence approach. The authors demonstrate the possible ways of developing and implementing the above standards with the reference to the different categories of educational personnel: professorial and teaching, scientific, administrative and auxiliary staff. The higher school management system, based on the personnel continuing training and advancing education, can facilitate the further social and economic development. Such functional organization can overcome the urgent educational problems of harmonizing the further training requirements, developing the consistent model of qualification levels, systemizing the qualification criteria for the candidates selection, introducing the unified certification standards of the staff training and assessment, coordinating the qualification requirements within the Russian and European qualification framework.