Нормоконтроль будучи основанием судебного конституционализма в России играет огромное значение в современной теории и практике построения демократического правового государства в России. Судебная интерпретация Конституции России и воплощение ее положений в решениях Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов свидетельствуют о появлении с начала 90-х годов в нашей стране судебного конституционализма как разновидности российского конституционализма. Хотя в литературе есть точка зрения о том, что идейно-теоретические истоки российского конституционализма были еще в доконституционный период, к которым относятся идеи дворянского конституционализма (например, проекты конституционных преобразований графа Н.И. Панина в XVIIIв.); конституционные идеи просветителей (в частности, С.Е. Десницкий об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи); правительственный или придворно-бюрократический конституционализм; либеральные демократические идеи государственного устройства, соотношения власти и свободы (с именами их представителей Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, В.М. Гессена, Н.М. Коркунова и др.). Тот факт, что Россия на протяжении длительного исторического периода не имела своей конституции как основного закона государства, отнюдь не свидетельствует о том, что она находилась вне мирового конституционного прогресса. Также нельзя недооценивать социальные начала конституционализма, которые являются не только его материальной основой, но наряду с нормативно-правовым компонентом - и важной составляющей, имманентной характеристикой реального, а не иллюзорного конституционализма.