Через образы старцев Зосимы и Ферапонта из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского вскрывается критика писателем внешнего понимания веры и чуда. Образ старца Зосимы рассматривается как православный идеал личности, в то время как Ферапонт олицетворяет грубость, невежество и суеверие, выдаваемые за каноническую веру. Устанавливаются принципиальные различия между мистикой и суевериями с одной стороны, верой и духовным познанием - с другой. Отмечается, что в творчестве ряда отечественных мыслителей граница между ними зачастую размыта. Анализируется понимание чуда в творчестве таких русских мыслителей первой половины XX века, как П. Флоренский, Н. Бердяев и др. Приводятся суждения Вл. Соловьёва о посещении Достоевским Оптиной пустыни. Рассматривается, как Ф. Достоевский, Л. Толстой и Вл. Соловьёв понимали Воскресение Христа.