ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ В ЦВЕТОВЫХ НАЗВАНИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В работе рассмотрена проблема выделения названий непредметных (синий, зеленый, и т.д.) и предметных цветов (лимонный, розовый и т.д.). Методом многомерного шкалирования цветовых названий построены семантические пространства: общее, пространство предметных и непредметных названий. Непредметные цветовые названия образуют более устойчивую конфигурацию точек-стимулов, по сравнению с конфигурацией предметных цветовых названий. Это позволяет связать формирование непредметных цветовых названий с психофизиологическим устройством цветового зрения, тогда как формирование предметных цветовых названий определяется речевым опытом.

Psychophysiological and linguistic components in Russian-language colour names

The paper examines the problem of generation of colour names that are not associated with objects (e.g., blue, green) and the object-associated ones (e.g., lemon, rose). Using multidimensional scaling of colour names, a universal semantic space for object-associated and non-object-associated colour names was obtained. Non-object-associated colour names provided a more stable configuration of stimulus points, compared to object-associated ones. The results suggest that generation of non-object-associated colour names is determined by psychophysiology of colour vision, whereas the generation of object-associated ones involves verbal experience.

Авторы
ЧУДИНА Ю.А. 1 , ИЗМАЙЛОВ Ч.А.2
Издательство
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
101-121
Статус
Опубликовано
Том
8
Год
2011
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 МГУ имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова
object-associated and non-object-associated colour names; multidimensional scaling; semantic space of colour discrimination; colour vision; verbal experience; предметные и непредметные цветовые названия; многомерное шкалирование; семантическое пространство цветоразличения; цветовое зрение; речевой опыт
Дата создания
08.07.2024
Дата изменения
08.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/126436/
Поделиться

Другие записи

Мартынова М.Ю., Бутовская М.Л., Тишков В.А., Лекторский В.А., Гонтмахер Е.Ш., Загладин Н.В., Дробижева Л.М., Арутюнова Е.М., Рыжова С.В., Мчедлова М.М., Шевченко А.Г., Щеголькова Е.Ю., Вишневский А.Г., Денисенко М.Б., Мкртчян Н.В., Мукомель В.И., Тюрюканова Е.В., Дзялошинский И.М., Зинченко Ю.П., Веракса А.Н., Войскунский А.Е., Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Карабанова О.А., Солдатова Г.У., Петренко В.Ф., Нестик Т.А., Хомяков М.Б., Шайгерова Л.А., Собкин, Коломиец Ю.О., Адамчук Д.В., Маркина О.С., Иванова А.И., Дзялошинская М.И., Леонов С.В., Гусев А.Н., Скрипкина Т.П., Кривцова С.В., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Собкин В.С.
Федеральное государственное автономное учреждение "Федеральный институт развития образования". 2011. 608 с.