Многовековая практика реализации идей местного самоуправления в разных моделях породила необходимость теоретического осмысления полученных отличных друг от друга результатов. Несмотря на почти одинаковые цели, каждая из теорий по-своему определяет рациональные формы взаимозависимости и взаимодействия государства и общества с органами местного самоуправления. Направленность каждой концепции прямо обусловлена историческими, социальными и политическими обстоятельствами и необходимостью в период их формирования. В современной России сложилась дуалистическая модель местного самоуправления, которая базируется на сочетании общественной и государственной теории местного самоуправления. Положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131 создают тенденции огосударствления местного самоуправления, иными словами, происходит крен в сторону государственной теории местного самоуправления.
The centuries-old practice of implementing the ideas of local self-government in different models has generated the need for a theoretical interpretation of the obtained distinct results. Despite almost the same goals, each of the theories in their own way defines rational forms of interdependence and interaction between state and society with the local authorities. The focus of each concept directly due to historical, social and political circumstances and the need for the period of their formation. In modern Russia there was a dualistic model of local self-government, which is based on a combination of public and state of the theory of local government. The provisions of the Federal Law “On General Principles of Local Government in the Russian Federation” of October 6, 2003 № 131 creates trend of nationalization of local government, in other words, is leaning toward the theory of local self-government.