Критерии воспитанности: проблемы диагностики воспитанности в младшей школе в процессе работы с русской народной сказкой

Статья посвящена одной из ключевых проблем педагогики - оценке актуального уровня развития нравственных качеств, которое проявляется в принимаемом и одобряемом обществом поведении (воспитанности). Среди критериев оценки доброта, отзывчивость честность, любовь к Родине, креативность, скромность, вежливость, ответственность, выделенные на материале русских народных сказок. Основная проблема, с которой сталкиваются исследователи, состоит в том, что большинство методов диагностики определяют только внешние проявления воспитанности, но не стоящие за ними основные внутренние мотивы. Автор предполагает, что более точные результаты может дать диагностика с использованием воспитывающих ситуаций, которые позволяют получить достаточно информации, выступая одновременно условием формирования личности; одним из наиболее подходящих вариантов воспитывающих ситуаций автор считает народные сказки, т. к. они понятны представителям различных культур, народов, пола и возраста, а нравственные ценности, раскрываемые в сказках, универсальны.

Criteria of Moral Education Level: Problems of Diagnosis of Moral Education Level at Primary School in the process of studying Russian Folk Fairy tale.

The article is devoted to such key pedagogical problem as the estimation of actual level of development the ethical qualities which results in the subjects socially acceptable and encouraged behavior. Among the estimation criteria there are kindness, tenderness, honesty, patriotism, creativity, modesty, politeness, neatness, responsibility which are featured in Russian folk fairytales. The main problem faced by researchers is that the most diagnostic methods are only able to estimate the external side of well-mannered behavior but not the core internal motivations which lie beneath it. The author suggests that more accurate results can be achieved via usage of the moral educational situation training technique which both provides enough information for diagnostics and servers as the character-forming setup; the author considers folk fairy tales to be one of the most appropriate setup for the training due to the fact that fairy tales are easy to comprehend by members of different cultures, ethnical groups, age and gender and the ethical values, shown in the fairy tales are universal.

Авторы
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
144-151
Статус
Опубликовано
Год
2011
Организации
  • 1 Peoples Friendship University of Russia
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
воспитанность; критерии воспитанности; actual level of ethical qualities development which results in a subject's socially acceptable and encouraged behavior; well-mannered behavior; character-forming setup; moral educational situation; moral education; Russian Folk Fairy tale; воспитывающая ситуация; нравственное воспитание; русская народная сказка
Дата создания
08.07.2024
Дата изменения
08.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/125741/
Поделиться

Другие записи