Правительственные преследования, конфессиональные ценности или общинный корпоративизм?

Большинство зарубежных специалистов поддержали и развили тезис о том, что главным фактором развития старообрядческого предпринимательства являлось «социальное положение преследуемой группы», «аутсайдера общества, которой деньги были необходимы для «поддержания своего гонимого культа». Воздействие правовых факторов на старообрядческое предпринимательство имело противоречивый характер, обеспечивая и тормозящий эффект. Так, необходимость защищаться от преследования властей в общественной и религиозной сферах, обеспечивать вероисповедную практику при помощи коррупции отвлекала огромные суммы от инвестиций и реинвестиций в экономику. Конфессионально-этическая система старообрядчества оказывала значительное влияние на формирование и развитие предпринимательства староверов. Обновленные вероучительные положения, религиозные ценности, нравственные институты и социально-психологические установки старообрядцев взаимодействовали с другими факторами, формируя мотивацию обращения староверов к активной торгово-промышленной деятельности. В старообрядческой системе конфессионально-этических ценностей, институтов и установок осуществился синтез традиций российской цивилизации и посттрадиционного общества на новом цивилизационном этапе.

Governmental persecution, confessional values or communal corporativism? Challenges of the Old Believer’s entrepreneurship formation and development in Russia in the 18th - 19th centuries

The majority of foreign historians consider social position of a persecuted group (the society’s “outcast”) as the main factor of Old Believers’ entrepreneurship forming. However, the influence of political and legal factors was contradictory. On one hand, the persecution encouraged profitable entrepreneur-ship to achieve confessional goals - support of communities and etc. But the need to protect themselves from governmental persecution, to ensure the confessional practice through corruption diverted huge amounts from being in-vested or reinvested in the economy thus weakening the Old Belief management. The legislation contributed to the transformation of Old Belief into a confessional economic community only in conjunction with other factors. The Old Belief confessional-ethic system had considerable influence on the formation and development of Old Believer’s entrepreneurship. The updated religious guidelines, religious values, ethic institutions and socio-psychological settings and ideas of Old Believers interacted with other factors, seriously motivating them to resort to active business activity. The Old Believer’s system of values, institutions and ideas witnessed the synthesis of traditions of the orthodox civilization and post-traditional society at a new stage of civilization.

Авторы
Издательство
Институт российской истории РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Язык
Русский
Страницы
30-58
Статус
Опубликовано
Том
2010
Год
2010
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russia; economic history; entrepreneurship; Old Belief; confessional and ethical factors; legal factors; business culture; россия; экономическая история; предпринимательство; старообрядчество; конфессионально-этические факторы; правовые факторы; деловая культура
Дата создания
08.07.2024
Дата изменения
08.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/124675/
Поделиться

Другие записи

Воробьев А.Е., Иброева Л., Портнов В.С., Филатов Е.А.
Наука и образование - ведущий фактор стратегии "Казахстан - 2030" (Сагиновские чтения № 2). Карагандинский государственный технический университет. 2010. С. 201-202