В статье рассказывается о том, какое место занимает в современной культурной и социальной динамике модель транскультурации, значительно переосмысленная в альтер-модерных критических теориях по сравнению с ее изначальным вариантом, предложенным кубинским антропологом Ф. Ортисом, каким образом эта модель соотносится с унифицирующими и монологическими тенденциями глобализационного процесса, как она их уравновешивает и каковы ее перспективы на будущее. Особое внимание уделено сравнительному анализу транскультурационных теорий современности философов мировой периферии и западных постмодернистских концепций культурной динамики.
The article conceptualizes transculturation as a contemporary model of cultural and social dynamics, taking into account its evolution from the initial definition formulated by the Cuban anthropologist Fernando Ortiz to today's treatment of this range of problems in the alter-modern critical theories. The paper shows how this model corresponds to the unifying and monologic tendencies of globalization, how it balances them, and also its future prospects. Special attention is paid to the comparative analysis of trans-cultural theories of modernity by the philosophers of the world periphery and Western postmodernist conceptions of cultural dynamics.