Актуальность. Симуляционное обучение, несмотря на некоторые недостатки (высокая стоимость обучающей техники, отсутствие общепринятых утвержденных методик, дефицит преподавательских кадров, владеющих приемами симуляционного обучения) все больше внедряется в современный образовательный процесс, и столь быстрый темп его внедрения объясняется еще большим рядом преимуществ данного направления обучения: безопасность в проведении манипуляций; неограниченное время и множество видов обучения; неограниченное повторение выполняемых действий; объективность оценки степени сформированности необходимых профессиональных навыков. Все вышеперечисленное позволяет упростить, улучшить и сделать более эффективным современный образовательный процесс. Остается открытым вопрос: как оптимизировать процесс обучения с минимальными затратами времени и какие симуляторы использовать для освоения практических навыков. Цель: сравнить эффективность и разные подходы к обучению практическим навыкам при исследовании сердца и легких при использовании тренажеров аускультации «SAM II» и «TUTOR-MS». Материалы и методы исследования. Группа наблюдения 229 студентов 2 курса МИ РУДН, специальность «Лечебное дело». Дизайн исследования состоял из трех этапов. 1 этап - вводный контроль распознавания аускультативных феноменов на тренажерах аускультации «SAMII» и «TUTOR-MS»; 2 этап - пошаговый разбор, демонстрация и отработка практических навыков (по 12 аускультативных феноменов при исследовании ССС и ОД в норме и при патологии), дебрифинг; 3 этап - итоговый контроль на симуляторах. При тренинге и контролях использовались тренажер «SAMII» с использованием фонендоскопа (группа S1, n=44) или внешней аудиосистемы (группа S2, n=67), и тренажер аускультации TUTOR-MS также с использованием фонендоскопа (группа T1, n=49) или внешней аудиосистемы (группа T2, n=69). Внутри каждой группы обучение проводилось в 3-х подгруппах с разным количеством повторов (3, 9, 12). Статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0. Результаты. Входной контроль выявил низкую узнаваемость аускультативных феноменов: в группе S1 средний балл составил 44,6%, в группе S2- 51,36%, в группе T1-28,75%, в группе T2-29,83%. Не выявлено корреляционной связи результатов входного контроля с наличием предшествующего опыта работы на симуляторе (p>0.05). Выбор использования фонендоскопа или внешней аудиосистемы при входном контроле аускультативных феноменов не влиял на успешность выполнения задания (p < 0.01). Но выявлена корреляционная связь между текущей успеваемостью студентов по профильным дисциплинам и результатом входного контроля (r=0,1662, p < 0.05). В обеих группах студентов (SAMII и TUTOR-MS) выявлено статистически значимое влияние частоты отрабатывания навыков на результаты итогового контроля. Наилучший результат был отмечен в подгруппах с количеством повторов 9 и 12 раз (p <0,05), причем достоверных отличий в эффективности обучения между этими подгруппами не выявлено. Результат итогового контроля зависел от количества повторений (3-9-12 раз): S1-73-81-85%, S2-86-97-91%, T1-61- 81-75% и T2-74-78-80%, соответственно. Вывод: Использование симуляторов SAM II и TUTOR-MS при обучении практическим навыкам исследования сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводит к достоверному улучшению распознавания аускультативных феноменов. Причем наблюдается тенденция к более высокой эффективности обучения при использовании симулятора SAM II. Независимо от использованного симулятора, доказано статистически значимое повышение узнаваемости звуковых феноменов у подгрупп с 9 и 12 повторами. Оптимальной для освоения аускультативных навыков является методика с использованием не менее 9-ти повторений.
Relevance. Simulative training is increasingly being introduced into the modern educational process. It has benefits as well as drawbacks. There are some shortcoming of it such as the high cost of teaching equipment, lack of generally accepted approved methodologies, a shortage of teaching staff who possess the methods of simulation training. On the other hand, it has a more significant number of advantages compared with the traditional education process: safety in conducting manipulations; unlimited time and many types of training; infinite repetition of the performed actions; objectivity assessment of the degree of formation of the necessary professional skills. All of the above makes the simulative training possible to simplify, improve and make the modern educational process more effective. The question remains: how to optimize the learning process with minimal time and what simulators to use for mastering practical skills. Aims. The study aimed to compare the different methodologies of teaching practical skills of the heart and lungs auscultation using the simulators «SAMII» and «TUTOR-MS.» Materials and methods. Study group - the 2nd year medical students (n=229). There were 3 stages of research: input control, practical skills training for 12 auscultatory phenomena of the heart and lung auscultation and a final exam. All steps were performed by using the simulator «SAMII» (S) and an auscultation simulator TUTOR-MS (T) with a stethoscope (S1, n = 44 and T1, n=49) or an external audio system (EAS) (S2, n = 67 and T2, n=69). Within each group, skills were trained in 3 subgroups with a different number of repetitions: 3, 9 or 12 times. Statistical analysis was performed by Statistica 10.0. Results. The entrance control revealed a low level of recognition of auscultatory phenomena: in the S1 the average score was 44.6%, in the S2-51.36%, in the T1-28.75%, in the T2-29.83%. There was no correlation between the results of the input control and the presence of the previous work experience on the simulator (p>0.05). The choice of using a stethoscope or an EAS for input control of auscultatory phenomena did not affect the success of the task (p < 0.01). However, a correlation was found between the result of the entrance control and the current academic performance of students (r = 0.1662, p < 0.05). Both groups of students (SAMII and TUTOR-MS) had a statistically significant effect on the results of the final control of the skill training frequency (for S1/S2 p < 0.001, for T1/ T2 p < 0.05). The best result was noted in the subgroups with the number of repetitions of skills training 9 and 12 times (for S1/S2 p < 0.01, for T1/T2 p < 0.05), and there were no significant differences in learning effectiveness between these subgroups (for S1/S2 p > 0.05, for T1/T2 p > 0.05). The result of the final exam depended on the number of repetitions (3-9-12 times): S1-73-81-85%, S2-86-97-91%, T1-61-81-75%, and T2-74-78-80%, respectively. Conclusion. Using the simulators SAMII and TUTOR-MS in teaching practical skills of the cardiovascular and respiratory systems lead to a significant improvement in recognition auscultatory phenomena. The SAMII simulator showed the higher learning efficiency. Regardless of the simulator used, a statistically significant increase in acceptance of sound aspects in subgroups with 9 and 12 repetitions was demonstrated. Optimal for auscultation skills’ development is a technique with at least nine repetitions.