В статье рассматривается проблема профессионализации личности в условиях информационного общества, раскрывается суть профессионализации, выделяются ее этапы, анализируются ее особенности в условиях информатизации образовательного процесса и профессиональной деятельности. Профессионализация понимается авторами как процесс профессионального роста индивида, обучение профессии, т.е. профессиональная самореализация - одна из форм жизненной самореализации. Отмечается, что с всеобщей компьютеризацией социально-культурной действительности, характерной для информационного общества, связаны и процессы информатизации всех форм профессионального становления и развития человека, широкое внедрение информационных технологий в профессионализацию личности. Следствием глобализации процессов информатизации в современном обществе стало изменение не только содержания наших знаний о мире, но и способов их получения, воспроизведения и передачи, что, в конечном счете, существенно повлияло на внутренние структуры личности. Под воздействием новых информационных технологий изменился стиль мышления, способы общения, оценки окружающих и самооценки. Компьютерные технологии раскрывают перед человеком невиданные ранее возможности образовательного роста и профессионального самосовершенствования. Однако, как всякое техническое достижение, компьютерные технологии имеют и негативные последствия, в том числе в сфере профессионального образования - важнейшего этапа профессионализации. В познавательно-мыслительном плане это формирование нелинейного, ассоциативного, мозаичного мышления, переизбыток информации, ослабление творческих начал. В гуманитарном плане информационные технологии механизируют и стандартизируют образовательную деятельность, обезличивают процесс обучения, ослабляя в целом гуманитарные аспекты образования. Таким образом, глобальное и бездумное внедрение информационных технологий в процесс становления профессионала способно породить множество проблем и, в конечном счете, привести к серьезному обеднению профессионализации, которая может превратиться из сложнейшего творческого процесса «созидания» профессионала в примитивную, хоть и обладающую высокой скоростью и большим объемом, передачу информации, в «операционализм» вместо профессионализма.
The article considers individual professionalization in information society, reveals the essence of professionalization, identifies its stages, analyzes its features under the informatization of education process and professional activities. Professionalization is defined as a process of professional growth and professional training, i.e. professional self-realization is a form of self-actualization. Under the computerization of social-cultural reality, which is typical for information society, we witness informatization of all forms of professional development and a wide introduction of information technologies into individual professionalization. Globalization of informatization processes determined changes not only in the content of our knowledge about the world, but also in the ways we acquire, reproduce and transfer knowledge, which eventually had a significant impact on the structures of personality. New information technologies changed our ways of thinking and communication, perception of others and self-concept. Computer technologies reveal unprecedented opportunities for education and professional development. However, like any other technical achievement, computer technologies have negative consequences including those in the field of vocational education - the most important stage of professionalization. In the cognitive-mental aspect, these are non-linear, associative, mosaic thinking, an overabundance of information, and weakening of creativity. In the humanitarian aspect, information technologies mechanize and standardize educational activities, impersonate learning process, and weaken the humanitarian aspects of education in general. Thus, global and thoughtless introduction of information technologies into professional development can lead to many problems and eventually to a serious impoverishment of professionalism turning it from a complex creative process of professional development into a primitive, though high-speed, transfer of wealth of information, into ‘operationalism’ instead of professionalism.