ИСКУССТВО XXI ВЕКА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА КОМФОРТА (ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Раскрываются основные характеристики искусства в XXI в., которые оказали существенное влияние на художественную культуру, что вызвало появление новейших разновидностей арт-практик. В классической традиции особенность творческого процесса выражалась в нерасчлененности его субъективно-объективной обусловленности, а само искусство способно было удовлетворять художественную потребность лишь тогда, когда выступало в качестве цели. В процессе изучения основных характеристик эпохи постмодерна установлено, что кризис искусства наблюдается в разложении стиля, который придает целостность как отдельному произведению, так и целой эпохе. Потеря стиля ведет к смерти искусства, к его бездуховности и утилитарности. Выделяются и описываются характерные особенности общества потребления, основанного на приоритете материального начала над духовным, вследствие чего происходит трансформация и подмена удобными псевдоценностями, данный факт приводит к вульгаризации искусства и культуры. Отмечается, что основное место в обществе комфорта отведено китчу, который определяется как псевдообъект, симуляция и копия, выполняющий антиэстетическую функцию в массовой культуре. Само по себе массовое искусство одновременно удовлетворяет, культивирует, но и снижает примитивные запросы публики, а значит, и само искусство превращается в индустрию по производству массового, одинакового товара. Все говорит о том, что XXI в. научился подменять бытие сознанием, а искусство стало направленным на производство симулякров. К методам исследования относятся сравнительно-исторический метод, дедуктивный, анализ, обобщение и др. Результаты исследования могут быть применены не только в области философских знаний (социальная философия, философская антропология), но и в психологии.

ART OF THE 21st CENTURY AS A PART OF THE COMFORT SOCIETY (PHILOSOPHICAL-AESTHETIC ANALYSIS)

This article reveals the main characteristics of art in the 21st century, which had a significant impact on artistic culture, which caused the emergence of new varieties of art practice. In the classical tradition, the feature of the creative process was expressed in the indivisibility of its subjective-objective conditioning, and the art itself was able to satisfy the artistic need only when it acted as a goal. In the process of studying the basic characteristics of the postmodern era, it is established that the art crisis is observed in the decomposition of a style that gives integrity to a single work, as well as to an entire epoch. It is revealed that it is the loss of style that leads to the death of art, to its lack of spirituality and utilitarianism. The author identifies and describes the characteristic features of a consumption society based on the priority of the material principle over the spiritual, as a result of which transformation and substitution with convenient pseudo-values occurs, this fact leads to the vulgarization of art and culture. It is noted that the main place in the comfort society is assigned to kitsch, which is defined as a pseudo-object, a simulation and a copy that performs an anti-esthetic function in mass culture. Mass art in itself simultaneously satisfies, cultivates, but also reduces the primitive demands of the public, and, therefore, the art itself turns into an industry for the production of mass, identical goods. Everything says that the 21st century has learned to substitute a being with a consciousness, and art has become directed at the production of simulacrums. Methods of research include the comparative-historical and deductive methods, analysis, generalization, etc. The results of the research can be applied not only in the field of philosophical knowledge (social philosophy, philosophical anthropology), but also in psychology.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
22-27
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Сочинский институт (филиал) Российского университета дружбы народов
Ключевые слова
art; comfort society; kitsch; simulacrum; postmodernism; style; mass art; искусство; общество комфорта; китч; симулякр; постмодернизм; стиль; массовое искусство
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Исмаилова Х.Э., Бондарева О.В.
Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет. 2018. С. 180-185