Работа представляет собой попытку увязать понятие империи с проблематикой глобализации в диахронном смысле на основе сравнительного анализа трех различных по типу империй Нового времени с разной степенью и характером интеграционных тенденций - классической модели Великобритании, квазиисламской Оттоманской империи и квазизападной России. Наиболее яркий элемент, на основе которого выстраивается типология империй в отношении интеграционных процессов, - проблема субъектно-сти, и включения и исключения из поля «своего» как залога консолидации имперского общества. Способность имперского режима к интеграции может скрепляться разными элементами - геополитикой, военным и экономическим аспектами, а также более тонкой областью культурного воображаемого и экспансии, связанной с языком и религией. Здесь важна не сама история империй, а скорее попытка понять, почему одни империи оказались неустойчивыми, а другие одержали победу в эпоху модерности. В статье и предлагается возможный ответ на этот вопрос.
The article attempts to link the concept of empire with globalization in the diachronic sense. It is done through the comparative analysis of different types of empires of modernity, marked by various degrees and nature of integrative tendencies - the classical model of the British empire, the quasi-Islamic Ottoman empire and the quasi-western Russia. The typology of the empires in relation to integrative processes is built around the problem of subjectivity and the inclusion/exclusion from the field of the «same» as a necessary element in the consolidation of imperial societies. The ability of the empire to integrate depends on different elements - the geopolitics, the military and economic aspects and a more subtle realm of the cultural imaginary and expansion, determined by language and religion. What is important here is not the history of empires per se, but rather an effort to understand, why some empires turned out to be unstable, while others won in modernity. The article offers a possible answer to this question.