Транскультурация как новая эпистема эпохи глобализации

В статье представлена попытка осмысления транскультурационной модели культурной динамики и порождаемой ею субъективности и эстетики в качестве новой эпистемы, соответствующей диверсификационным тенденциям в эпоху глобализации и получившей отражение в альтернативных критических теориях современности (Э. Глиссана, В. Миньоло, Э. Дусселя, X. Бабы, А. Катиби и др.), показано, как она соотносится с унифицирующими тенденциями глобализационного процесса, каковы ее перспективы на будущее. Особое внимание уделено сравнительному анализу транскультурационных теорий современности философов (полу) периферии и западных постмодернистских концепций современной культурной динамики. В статье рассматривается и проблема недопустимости превращения транскультурной эпистемы в очередную «абстрактную универсалию». Последнее достигается на путях «плюриверсальности» как динамического и равноправного взаимодействия различных миромоделей и «критического космополитизма» как особого позиционирования индивида постнациональной эпохи. Работа выполнена при поддержке РГНФ. проект № 05-03-03113а.

Transculturation as a New Episteme of Globalization Epoch

The article is an attempt at conceptualizing the transcultural model of cultural dynamics and the subjectivity and aesthetics it generates, as a new episteme, corresponding to the diversifying tendencies in globalization and reflected upon in the alternative critical theories of modernity (E. Glissant, W. Mignolo, E. Dussel, H. Bhabha, A. Khatibi, etc.). It is shown how this model correlates with the unifying tendencies of globalization process and what are its future prospects. A specific attention is paid to the comparative analysis of transculturation theories of modernity created by the philosophers of the world (semi)periphery and Western postmodernist concepts of contemporary cultural dynamics. The article also touches upon the impossibility of turning the transcultural episteme into another «abstract universal». The latter goal is attained by «pluriversality» as a dynamic and egalitarian interaction of various visions of the world and «critical cosmopolitanism» as a specific positioning of the individual in the post-national epoque.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
5-16
Статус
Опубликовано
Год
2006
Организации
  • 1 Russian Peoples' Friendship University
  • 2 Российский университет дружбы народов
Дата создания
08.07.2024
Дата изменения
08.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/117780/
Поделиться

Другие записи

Баранов М.В.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2006. С. 220-229
Сатыбалдинова К.М.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2006. С. 17-27