В статье исследуются аспекты творчества известного ученого-лингвиста и методиста с международным именем Маханбета Джусупова - основоположника теории фонологии сингармонизма (сингармофонология или сингармоническая фонология). Им введены в научный обиход понятия и термины сингармофонема, сингармопозиция и др. В тюркских языках звуковая система, в целом и каждая фонема в отдельности, являются сингармоническими, поэтому это сингармофонема. Интерференция в инофонной речи тюркофона также сингармофонологическая, и она является двусторонним процессом, а не односторонним. Сингармонический (а не акцентный) характер звукового строя порождает сингармофонологические особенности языка, которые имеют значение для дифференциации фонологических и морфонологических чередований звуков. М. Джусупов - автор концепции образовательного статуса языка. Распространение языка в инофонной территории, прежде всего, зависит от образовательного статуса, а не от официального: образовательный статус языка, обеспечивает его обязательное изучение в школе и в вузе как образовательной дисциплины. В двух разносистемных языках нет ни одной эквивалентной пары фонем как классов звуков и сингармозвуков: эквивалентны некоторые позиционные разновидности. М. Джусупов дифференциацию неродного и иностранного языков осуществляет не только с позиции административно-географического принципа, но и социолингвистического. В связи с этим методика обучения русскому языку в СНГ и в дальнем зарубежье должны дифференцироваться: русский язык как родной, как неродной, как иностранный. В лингвостатистику М. Джусупов вводит величину запрета (L), которая отнимается от теоретически возможной встречаемости языковой единицы и выводится его фактическая статистическая величина.