МЕТОД БЕСКОНЕЧНО МАЛЫХ КАК ПРИНЦИП ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ В СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЯХ Г. КОГЕНА*

В статье произведен анализ двух работ основателя марбургского неокантианства Германа Когена, в которых он обосновал принципиальную значимость метода бесконечно малых для утверждения самостоятельности и активности мышления в отношении познаваемой этим мышлением реальности. Дополнительную важность работе Когена «Принцип инфинитезимального метода и его история» придает тот факт, что она свидетельствует о начале построения немецким философом собственной системы, во многом отличной от философской системы Канта. И главным отличием становится здесь преодоление Когеном «дуализма» системы своего великого предшественника путем перемещения реальности научного опыта в сферу мышления. Поэтому критика познания должна исключить любую непредсказуемость несамостоятельности мышления через его аффицированность так называемой «вещью самой по себе» (Ding an sich). Согласно Когену, критика познания выводит из мышления не так называемые действительные вещи, а те логические предпосылки, те понятия и знания, в силу которых наука объективирует явления этих вещей. Только в этом смысле можно говорить, что критика познания выводит объекты природы из мышления. Критика познания спрашивает не о постигаемости явлений, но исключительно о том, в силу каких понятий, прежде всего, математические предметы, как первая фаза объективации явлений в реальный объект природы, соединяются с «предметом». В подобном контексте размышлений принципиальную важность приобретает проблема первоначала (Ursprung) мышления, которую и должен разрешить метод бесконечно малых.

The Method of the Infinitesimal as the Principle of the Theory of Knowledge in Systematic Constructions of H. Cohen

This article analyzes two works of the founder of the Marburg Neokantianism of Hermann Cohen, in which he proved the fundamental importance of the method of the infinitely small to the approval of independence and activity of thinking about this way of thinking knowable reality. More importance to the work of Cohen, "The principle of the infinitesimal method and its history" makes the fact that it indicates the beginning of the construction of the German philosopher's own system, in many respects different from Kant's philosophical system. The main difference here becomes Cohen to overcome the "dualism" of the system of his great predecessor by moving the reality of scientific experience in the sphere of thought. Therefore, knowledge of criticism should avoid any unpredictable lack of independence of thinking through the impact on his so-called "thing itself" (Ding an sich). According to Cohen, the criticism of knowledge outputs of thinking is not the so-called real things, and those logical premises, the concepts and knowledge, by virtue of which science objectifies phenomenon these things. Only in this sense we can say that the criticism of knowledge displays objects of nature of thinking. Criticism of knowledge asks not comprehended phenomena, but only that due to some concepts primarily mathematical objects, as the first phase of objectification phenomena in nature real object, connected with "object". In this context, the fundamental importance of thinking is the problem of ultimate beginning (Ursprung) thinking, which should allow the method of the infinitesimal.

Авторы
Издательство
Izdatel'stvo Nauka
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
68-74
Статус
Опубликовано
Год
2018
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
метод бесконечно малых; Коген; methods of the infinitesimal; Cohen; the reality of scientific experience; criticism of knowledge; the knowledge of pure logic; synthetic basic principle; реальность научного опыта; критика познания; логика чистого познания; синтетические основоположения
Цитировать
Поделиться

Другие записи