Азербайджано-иранские отношения в условиях соперничества международных и региональных акторов на Южном Кавказе

В статье анализируются азербайджано-иранские отношения с учетом политики международных и региональных акторов на Южном Кавказе (ЮК). Актуальность темы исследования определяется тем, что геополитические вызовы после Второй карабахской войны (ВКВ), обусловленные быстро меняющейся региональной динамикой на ЮК, с одной стороны, создают благоприятные условия для развития многоуровневого сотрудничества между Азербайджаном, Арменией и Грузией с участием России, Турции и Ирана, а с другой, стали причиной активизации политики в регионе таких международных акторов, как США, ЕС, Великобритания, Китай и т.д. В этой связи целью данного исследования является выявление особенностей политики вышеупомянутых стран в регионе, а также их возможного влияния на отношения между Азербайджанской Республикой (АР) и Исламской Республикой Иран (ИРИ). В основе исследования лежит описательноаналитический подход: необходимая информация была собрана путем изучения научноаналитических публикаций, документов, новостных информаций и т. д. Основные акторы, играющие значительную роль или имеющие интересы в регионе, разделен автором на 4 группы: первая группа Азербайджан, Армения, Грузия, т.е. страны региона; вторая группа Россия, Турция, Иран, традиционные игроки на ЮК; третья группа США, ЕС, Великобритания, оказывающие серьезное влияние на страны первой группы и активно конкурирующие со странами второй группы; четвертая группа Китай, Индия, Пакистан, Израиль, т.е. «новые» игроки в регионе, которые поддерживают активные торговоэкономические и военные связи со странами первой группы, не вступая в конфронтацию со странами второй и третьей групп. В тексте рассмотрены политические события, произошедшие между АР и ИРИ в 2023 г. и начале 2024. В заключении делается вывод о том, что хотя центральное место в региональной динамике на ЮК занимает армяноазербайджанский конфликт, транспортно-логистический и энергетический факторы, взаимодействие между странами, вовлеченными в региональные военно-политические и экономические процессы, определяют повестку дня Южного Кавказа. Это, в свою очередь, создает необходимые условия для нормализации азербайджано-иранских политических отношений, включая восстановление деятельности посольства Азербайджана в Тегеране в ближайшем будущем.

The article analyzes Azerbaijani-Iranian relations, taking into account the policies of international and regional actors in the South Caucasus. The relevance of the research topic is determined by the fact that the geopolitical challenges after the Second Karabakh War due to the rapidly changing regional dynamics in the South Caucasus, on the one hand, create favorable conditions for the development of multi-level cooperation between Azerbaijan, Armenia, and Georgia with the participation of Russia, Turkey, and Iran, and on the other hand, have caused the activation of the policy in the region of such international actors as the US, EU, UK, China, etc. In this regard, the purpose of this study is to identify the peculiarities of the policies of the abovementioned countries in the region, as well as their possible influence on the relations between the Republic of Azerbaijan and the Islamic Republic of Iran. The study is based on a descriptive-analytical approach; the necessary information was collected by studying scientific and analytical publications, documents, news information, etc. The main actors that play a significant role or have interests in the region are categorized by the author into four groups: the first group: Azerbaijan, Armenia, and Georgia, i.e., the countries of the region; the second group: Russia, Turkey, and Iran, traditional players in the South Caucasus; the third group: the USA, the EU, and the UK, which have a serious influence on the countries of the first group and actively compete with the countries of the second group; the fourth group: China, India, Pakistan, and Israel, i.e., «new» players in the region that maintain active trade, economic, and military ties with the countries of the first group without confronting the countries of the second and third groups. The paper examines the political developments between Azerbaijan and Iran in 2023 and early 2024. The conclusion is made that although the Armenian-Azerbaijani conflict is central to the regional dynamics in the South Caucasus, transport, logistics, and energy factors and the interaction between the countries involved in regional military, political, and economic processes determine the agenda of the South Caucasus. This, in turn, creates the necessary conditions for the normalization of Azerbaijani-Iranian political relations, including the restoration of Azerbaijan’s embassy in Tehran in the near future.

Авторы
Издательство
Автономная некоммерческая организация Центр исследований постсоветских стран
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
269-280
Статус
Опубликовано
Том
7
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова
South Caucasus; Azerbaijani-Iranian relations; rivalry; russia; turkey; usa; Eu; israel; china; uk; южный Кавказ; азербайджано-иранские отношения; соперничество; россия; турция; сша; ес; израиль; китай; великобритания
Дата создания
05.07.2024
Дата изменения
05.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/112441/
Поделиться

Другие записи