Работа посвящена определению места и роли евразийской экономической интеграции в российской политической повестке. В статье обсуждается влияние политических партий на формирование политической повестки государства. При формировании теоретических концепций в рамках исследования используются методы: логический, индукции, анализа и синтеза. Для описания уровня представленности «евразийской» тематики в политической повестке использованы количественные и статистические методы анализа данных, собранных с официальных сайтов российских политических партий, представленных в VI-VIII созывах Государственной Думы Российской Федерации. Приводятся различные подходы к классификации повестки дня. Выделяется ключевой критерий вопроса, который входит в сферу повестки дня - внимание к нему лиц, принимающих решения, а также соответствующих институтов. Путём логических рассуждений мы приходим к заключению о том, что часть вопросов повестки дня государства, которая артикулируется политическими партиями, по различным классификациям может быть определена как повестка дня политическая, институциональная и действительная. Отталкиваясь от ключевого показателя (количество публикаций с упоминанием евразийской интеграции на веб-сайте партии), мы предлагаем разделение на три периода в зависимости от интенсивности публикаций по всем партиям. Также, отталкиваясь от того же показателя, но уже в разрезе каждой отдельной партии, мы предлагаем разделение на три кластера, ранижрованных в зависимости от интенсивности публикаций и тенденции на её изменение. Делается вывод, что евразийская интеграция (в количественном отношении) в целом занимает незначительное место в повестке российских политических партий, а её актуальность в данной части политической повестки постепенно уменьшается, однако данная тенденция является актуальной не для всех рассматриваемых политических партий. Выдвигается тезис о том, что эндогенные изменения в партийной системе Российской Федерации не смогут привести к кардинальному изменению наблюдаемой ситуации. Формируется теоретическое положение о том, что слабая представленность достижений и институтов интеграции в политической повестке страны-участника Евразийского экономического союза может оказать негативное влияние на развитие процесса интеграции. В заключении обсуждаются ключевые проблемы по изучаемому предмету и приводятся концептуальные рекомендации по их разрешению.
The paper is devoted to determining the place and role of Eurasian economic integration in the Russian political agenda. The article discusses the influence of political parties on the formation of the political agenda of the state. When forming theoretical concepts within the framework of the research, the following methods are used: logical, induction, analysis, and synthesis. To describe the level of representation of "Eurasian" topics in the political agenda, quantitative and statistical methods of analyzing data collected from the official websites of Russian political parties represented in the VI-VIII convocations of the State Duma of the Russian Federation are used. Various approaches to the classification of the agenda are given. The key criterion of the issue, which is included in the scope of the agenda - attention to it by decision-makers and relevant institutions -is emphasized. By means of logical reasoning we concluded that the part of the issues of the state agenda, which is articulated by political parties, according to different classifications can be defined as political, institutional and actual agenda. Based on the key indicator (the number of publications mentioning Eurasian integration on a party's website), we propose a division into three periods depending on the intensity of publications for all parties. Also, based on the same indicator, but already in the context of each individual party, we propose a division into three clusters, ranked according to the intensity of publications and the tendency for its change. It is concluded that Eurasian integration (in quantitative terms) in general occupies an insignificant place in the agenda of Russian political parties, and its relevance in this part of the political agenda is gradually decreasing; however, this trend is not relevant for all political parties under consideration. The thesis is put forward that endogenous changes in the party system of the Russian Federation will not be able to lead to a cardinal change in the observed situation. A theoretical position is formed that the weak representation of the achievements and institutions of integration in the political agenda of a member country of the Eurasian Economic Union can have a negative impact on the development of the integration process. The conclusion discusses the key problems of the subject and provides conceptual recommendations for their resolution.