Особенности наставничества в контексте современных условий функционирования и развития системы образования

Целью исследования является выявление возможностей и видов наставничества как метода профессиональной подготовки и студентов педагогического направления и профессионального становления молодых педагогов в процессе работы в образовательных организациях. Методологическую базу исследования представляют положения диалектической теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений, идеи дидактики и педагогической антропологии об обучении и воспитании личности, об образовании как педагогическом процессе трансляции культуры и профессионального становления молодого специалиста. Результаты исследования. В ходе проведенного исследования и анализа имеющегося практического опыта высших учебных заведений России по организации процесса профессионального становления студентов старших курсов и выпускников выявлен потенциал наставничества как одного из системообразующих факторов в профессиональном становлении молодого педагога. В работе раскрыты виды и формы наставничества как современного подхода к работе с молодыми специалистами, направленного на профессиональное становление молодых педагогов, помощь в формировании индивидуального стиля педагогической деятельности, реализации творческого потенциала будущего педагога, а также феномен самореализации наставника и взаимодействие представителей разных поколений в педагогической деятельности. Перспективы исследования заключаются в разработке дидактического обеспечения процесса профессионального становления молодого педагога в модели «наставник - наставляемый» в образовательном пространстве университета.

The purpose of the research is to identify the opportunities and types of mentoring as a method of professional training and students of pedagogical direction and professional development of young teachers in the process of working in educational organizations. The methodological basis of the research is represented by the provisions of dialectical theory about the universal connection, interdependence and integrity of phenomena, the ideas of didactics and pedagogical anthropology about the training and upbringing of the individual, about education as a pedagogical process of culture translation and professional formation of a young specialist. Research result. In the course of the conducted research and analysis of the existing practical experience of higher educational institutions of Russia in organizing the process of professional development of senior students and graduates, the potential of mentoring as one of the system-forming factors in the professional development of a young teacher was revealed. The paper reveals the types and forms of mentoring as a modern approach to working with young specialists, aimed at the professional development of young teachers, assistance in the formation of an individual style of pedagogical activity, the realization of the creative potential of the future teacher, as well as the phenomenon of mentor self-realization and the interaction of representatives of different generations in pedagogical activity. The prospects of the research are to develop didactic support for the process of professional formation of a young teacher in the «mentor - mentored» model in the educational space of the university.

Авторы
Фомина О.Е.1 , Ростовская Т.К. 2, 3
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
130-143
Статус
Опубликовано
Том
16
Год
2023
Организации
  • 1 Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  • 2 Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
  • 3 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова
curator; mentor; coach; tutor; supervision; pedagogical support; consulting; training; education; куратор; наставник; коуч; тьютор; ментор; супервизия; педагогическое сопровождение; консультирование; обучение; образование
Дата создания
02.07.2024
Дата изменения
02.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/112297/
Поделиться

Другие записи