Авторами представлено исследование, в котором описано влияние тренинговых мероприятий на такие компоненты ассертивного поведения как, уверенность и конструктивные стратегии поведения в конфликте. Под принципами ассретивного поведения понимается умение прямо говорить о своих интересах и потребностях без агрессии и сохраняя уважение к окружающим, а также способность отстаивать свои границы, выбирать наиболее выигрышную стратегию поведения в общении и решении спорных ситуаций. Авторами представлены результаты исследования по формированию ассертивного поведения, которое было проведено, на базе психологического клуба самопомощи «Ты не один» при профессиональном студенческом объединении кафедры педагогики и психологии РУДН имени Патриса Лумумбы. В рамках работы клуба была проведена серия тренингов «На пути к ассертивности» на формирование ассертивного поведения. В рамках исследования были собраны и проанализированы данные об уровне уверенности и предпочитаемых стратегий поведения в конфликте. Все участники были разделены на две группы по 80 человек в каждой. Авторами использовались следующие методики: методика диагностики степени уверенности в себе С. Райдаса и методика диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас в адаптации Н.В. Гришиной). Описаны результаты первичной статистики по выраженности уверенности и стратегиям поведения в конфликте у обеих групп. В исследуемой группе большинство респондентов попало в диапазон уверенного поведения и меньшее число равномерно распределилось в группы с низким уровнем уверенности и завышенном-самоуверенность. Характеризуя поведение в конфликте, можно отметить, что чаще всего студенты прибегают к стратегии «приспособление», за ней следуют стратегии «соперничества» и «сотрудничества» и меньше всего выражены такие стратегии как «компромисс» и «избегание». Тренинговые мероприятия проводились в два этапа: первый этап был направлен на развитие уверенности и на формирование адекватного уровня восприятия себя, а второй на овладения навыками конструктивного поведения в конфликте. После проведения тренингов, повторно проведены замеры уровней уверенности и стратегий поведения в конфликте с использованием тех же методик. Авторами выявлены значимые различия исследуемых качеств у контрольной и экспериментальной группы по всем параметрам. В экспериментальной группе повысился общий уровень уверенности и снизилась самоуверенность. Студенты стали чаще использовать конструктивные стратегии проведения, такие как «сотрудничество» и «компромисс». Таким образом, авторами сделаны выводы об эффективности использования авторского тренинга «Формирование ассертивного поведения» для формирования ассертивного поведения. Авторы в статье отвечали на следующие вопросы: 1. Каково влияние тренинговых мероприятий, направленных на формирование ассертивного поведения, на развитие уверенности в себе у студентов? 2. Как тренинги по формированию ассертивности влияют на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях? 3. Как участие в тренингах по ассертивному поведению влияет на способность учащихся конструктивно общаться в конфликтных ситуациях?
The authors present a study that describes the influence of training activities on such components of assertive behavior as confidence and constructive strategies for behavior in conflict. The principles of assertive behavior mean the ability to speak directly about one’s interests and needs without aggression and while maintaining respect for others, as well as the ability to defend one’s boundaries, choose the most advantageous strategy of behavior in communication and resolving controversial situations. The authors presented the results of a study on the formation of assertive behavior, which was conducted on the basis of the psychological self-help club «You are not alone» at the professional student association of the Department of Pedagogy and Psychology of the RUDN University. Patrice Lumumba. As part of the club’s work, a series of trainings on the formation of assertive behavior. As part of the study, data on the level of confidence and preferred strategies of behavior in conflict were collected and analyzed. All participants were divided into two groups of 80 people each. The authors used the following methods: the method for diagnosing the degree of self-confidence of S. Raidas and the method for diagnosing the style of behavior in conflict (K. Thomas, adapted by N.V. Grishina). The results of primary statistics on the expression of confidence and behavior strategies in conflict in both groups are described. In the study group, the majority of respondents fell into the range of confident behavior and a smaller number were evenly distributed into the low-confidence and high-confidence groups. Characterizing behavior in conflict, it can be noted that most often students resort to the «adaptation» strategy, followed by the «competition» and «cooperation» strategies, and the least expressed strategies are «compromise» and «avoidance». The training events were carried out in two stages: the first stage was aimed at developing confidence and creating an adequate level of self-perception, and the second at mastering the skills of constructive behavior in conflict. After the trainings, confidence levels and behavior strategies in conflict were re-measured using the same techniques. The authors identified significant differences in the studied qualities between the control and experimental groups in all parameters. In the experimental group, overall confidence levels increased and overconfidence decreased. Students began to use constructive strategies more often, such as «cooperation» and «compromise». Thus, the authors made conclusions about the effectiveness of using the author’s training «Formation of assertive behavior» for the formation of assertive behavior. The authors of the article answered the following questions: 1. What is the impact of training activities aimed at developing assertive behavior on the development of self-confidence in students? 2. How do trainings on the formation of assertiveness influence the choice of behavior strategy in conflict situations? 3. How does participation in assertive behavior training affect students’ ability to communicate constructively in conflict situations?