В статье анализируются две работы С. Л. Франка - «Предмет знания» и «Реальность и человек», в которых, по словам самого философа, была концептуализирована его центральная мировоззренческая интуиция бытия как сверхрационального единства; внимание автора статьи при этом акцентируется на теме отношения между понятиями Бога и реальности. Отмечается, что разрабатываемое в онтогносеологической концепции С. Л. Франка учение о «живом знании» хотя и имеет смысловые параллели с философско-богословскими представлениями как славянофилов, так и позднейших русских метафизиков, однако вопрос о субъекте познания в нем остается непроясненным вследствие логической невыраженности связи между понятиями Бога и реальности (мира) и апелляции С. Л. Франка к сверхрациональности этой связи. Утверждается, что мыслитель в конечном итоге был вынужден отождествить эти понятия, склонившись тем самым к пантеистическому мировидению. Отстаивая понимание Бога как источника реальности (ее «инстанции») и констатируя сущностное «родство» Бога и человека, С. Л. Франк вступил в явное и открытое противоречие с христианской догматикой.
The article analyzes two works by S. L. Frank - “The Subject of Knowledge” and “Reality and Man”. In them, according to the philosopher himself, his central ideological intuition of existence as a super-rational unity was conceptualized. The author of the article focuses on the topic of the relationship between the concepts of God and reality. It is noted that the doctrine of “living knowledge” developed in the ontognoseological concept of S. L. Frank has semantic parallels in the philosophical and theological ideas of both Slavophiles and later Russian metaphysicians. However, the question of the subject of knowledge in it remains unclear due to the logical lack of expression of the connection between the concepts of God and reality (the world), as well as S. L. Frank’s appeal to the super-rationality of this connection. It is argued that the thinker was ultimately forced to identify these concepts, thereby leaning towards a pantheistic worldview. Defending the understanding of God as the source of reality (its “instance”) and stating the essential “kinship” of God and man, S. L. Frank entered into a clear and open contradiction with Christian dogma.