ТУРИЗМ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ В РОССИИ: ПОЛИТИКА, БИЗНЕС И ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ

Внедрение современных цифровых технологий привело к значительным институциональным изменениям, направленным на развитие «платформенной» экономики и формирования пространства, обеспечивающего сопряжения её материальных форм с действиями субъекта, выражающегося в формировании цифрового пространства. Представленный подход актуален и в сфере туризма, где субъекты через цифровизацию создают В статье рассматриваются туристские услуги для пожилых граждан в России в контексте актуальных изменений в области государственной социальной политики, в частности внедрения политики активного долголетия, в рамках которой пожилые рассматриваются как активные субъекты социального взаимодействия, а не пассивные получатели государственной социальной помощи. Статья основывается на методологии социологии и государственного и корпоративного управления, рассматривает туристскую политику в отношении «серебряного возраста» как направленную на преодоление социальной эксклюзии и свидетельствующую о либерализации старения. Взаимодействие государства и бизнеса в указанной сфере анализируется в контексте концепций нового публичного управления (new public management) и управленитета (governance), т.е. как часть публичной политики. Так, на государственном уровне развивается социальный туризм, часто, впрочем, сводящийся к отдельным экскурсионным услугам. Во взаимодействии с бизнесом государство разрабатывает программы субсидирования не только самих получателей туристских услуг, но и развивающих соответствующее направление туроператоров. Бизнес в турпродуктах для пожилых при этом ориентируется на пожилых с уровнем обеспеченности и здоровья выше среднего, что, таким образом, поддерживает идею либерализации старения. Однако анализ социологического опроса, посвящённого туристским предпочтениям и мотивациям пожилых, свидетельствует: сами пожилые, как правило, далеки от подобных концепций и отказываются от туризма, ссылаясь на невысокий уровень материального благополучия и здоровья.

The article analyzes the system of tourism services for the elderly people in Russia. The up-to-date trends in public policy including the policy of active longevity considering the elderly as active subjects of social interaction and not the passive recipients of state social support make this issue relevant. Based on the methodology of sociology and public and corporate administration, the article regards the policies of tourism for elderly to overcome social exclusion and a proof of liberation of old age. The concepts of new public management and governance are used to describe the interactions between the state and business in the given field as a part of public policy. The state develops social tourism, but usually it is excursion services for elderly. The subsidies’ programs elaborated by the state together with tourism businesses are aimed not only at the tourists themselves directly, but also at tourism companies developing tourism for elderly. The tourist products for the elderly elaborated by business are targeted towards seniors with upper-middle levels of both health and income thus confirming the idea of liberation of old age. At the same time the results of sociological surveys about tourism preferences and motivations of the elderly people show that the target audience may be far from the acceptance of the liberation concept. The senior neglect tourism legitimizing it with low income and poor health.

Авторы
Издательство
Российский государственный университет туризма и сервиса
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
176-188
Статус
Опубликовано
Том
18
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы
Ключевые слова
tourism for elderly; social policy; Tourism Policy; social exclusion; liberation of old age; social tourism; active longevity; tourism cashback; new public management; governance; туризм для пожилых; социальная политика; туристская политика; социальная эксклюзия; либерализация старения; социальный туризм; активное долголетие; туристический кэшбек; новое публичное управление; управленитет
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Уткин А.А., Мазиров М.А., Савоськина О.А.
Земледелие. Общество с ограниченной ответственностью "Редакция журнала "Земледелие". 2024. С. 23-28