ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ СТУДЕНТОВ

Современные геополитические вызовы обуславливают необходимость формирования национальной суверенной системы высшего образования, ориентированной на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить устойчивое экономическое развитие страны и ее технологический суверенитет. В этой связи изучение факторов формирования запросов студентов к получаемому образованию приобретает важное значение как для поиска новых форматов организации функционирования системы высшего образования, так и для актуализации содержания образовательных программ и механизмов формирования компетенций будущих специалистов. исследования составила N = 52 919 человек. Применена поточная выборка. В опросе принимали участие студенты очных отделений государственных и частных вузов России. Выборка репрезентативна для генеральной совокупности, охватывающей всех студентов очных отделений вузов РФ, и составляет 2%. Использовались статистические корректировки, примененные по четырем критериям: федеральный округ, в котором расположен вуз, уровень обучения, курс, пол. Методологическая основа исследования определялась сложностью и многоаспектностью объекта исследования, что потребовало применения междисциплинарного подхода и использования возможностей педагогических, общесоциологических, культурологических, статистических, демографических концепций и методик. Анализ мнения российского студенчества подтвердил, что наблюдается отставание в организации образовательного процесса от требований времени. Особенно это касается практико-ориентированной модели обучения, ориентации на запросы конкретных отраслей экономики, формирования специалистов со сбалансированными гибкими и жесткими навыками и компетенциями. На основе проведенного анализа и полученных результатов авторами предлагаются практические меры по изменению подходов к организации обучения.

Present-day challenges necessitate the shaping of a sovereign education system that would provide Russia with highly qualified professionals capable of fulfilling the assigned tasks in ensuring the country’s sustainable economic development and technological sovereignty. In this regard, the activities of universities and the analysis of students’ requests for the education they receive are of importance and require multidimensional studies, the search for new formats in organizing work, updating the content of educational programmes and the shaping of contemporary competencies for future professionals. Study Participants. The sample of the study included 52,919 people. A flow-line sample was applied. Full-time students of Russia’s state and private universities took part in the survey. The sample represents the general population, covering all full-time students at universities in the Russian Federation and amounts to 2%. Statistical adjustments were used based on four criteria: the federal district in which the university is located, level of study, year of study, and gender. The methodological basis of the study was determined by the complexity and multifaceted nature of the research object, which required the use of an inter-disciplinary approach and the use of pedagogical, general sociological, cultural, statistical, demographic concepts and techniques.Results. The analysis of the Russian students’ opinion showed that the organization of the educational process is somewhat lagging behind today’s expectations. This is especially true for a practice-oriented learning model, focusing on the demands of specific sectors in the economy and the preparation of professionals with balanced soft and hard skills and competencies. Based on the analysis and the results obtained, the authors propose practical measures to change approaches to the organization of learning.

Издательство
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
111-129
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2024
Организации
  • 1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  • 2 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
  • 3 Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Ключевые слова
higher education; strategic leadership; practice orientation; students; individual educational trajectories; educational process; learning; flexible skills; высшее образование; стратегическое лидерство; практико-ориентированный подход; студенты; индивидуальные образовательные траектории; образовательный процесс; обучение; гибкие навыки
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/111647/
Поделиться

Другие записи