Russian Education: Demand among Graduates of Mongolian Schools

This study addresses the demand for Russian higher education among Mongolian secondary school graduates. It identifies key aspects of Mongolian graduates’ interest in the educational services provided by Russian universities. The relevance of this study stems from the enduring Russian-Mongolian relationship, marked by strong economic, military, political, and cultural, connections over a long period. Following a decline in the 1990s, Mongolia has recently regained prominence in Russian foreign policy. However, the appeal of Russian education has diminished, and Russia faces increasing competition from other educational systems in its “return” to Mongolia. The aim of the article is to reveal resources aspects of exporting Russian educational services, specifically examining the external potential of the educational system in the Republic of Buryatia, which borders Mongolia. This research explores the common educational strategies of Mongolian secondary students and their perceptions of the Russian education system. Emphasis is placed on analyzing official statistics in conjunction with our empirical data. The findings help to understand shifts in the attitudes of Mongolian youth towards Russian education, providing a foundation for predicting future socio-humanitarian interactions between Russia and Mongolia amid global changes.

Образование занимает особое место во внешнеполитической практике России среди инструментов гуманитарного влияния, направленных на формирование на международной арене привлекательного образа государства. Основная цель представленной статьи - раскрыть ресурсные аспекты экспорта российских образовательных услуг, в частности, рассмотреть внешний потенциал системы образования Республики Бурятия, граничащей с Монголией. Исследование направлено на выявление основных характеристик спроса старшеклассников Монголии на образовательные услуги российских вузов. Актуальность этой темы определяется устойчивостью российско-монгольских отношений в течение длительного времени, которые характеризовались тесными экономическими, военно-политическими, культурными и иными связями. После отхода от социалистической модели в 1990-е гг. на современном этапе монгольское направление становится все более актуальным для российской внешней политики. Вместе с тем привлекательность российского образования существенно снизилась и «возвращение» России в Монголию сталкивается с конкуренцией со стороны других образовательных систем. Для выравнивания ситуации требуются проведение информационной работы на всех уровнях, увеличение образовательных квот, повышение стипендии, улучшение качества языковой подготовки, рекламирование русского языка не только в столице, но и в отдаленных местностях и т. д. Несмотря на сложившуюся непростую ситуацию по востребованности российского образования в Монголии, многолетние исследования фонда «Сант Марал» показывают, что Россия лидирует в общественном мнении монгольского общества как лучший партнер. Социологическое исследование, проведенное в Монголии в мае - июне 2023 г., было посвящено проблеме востребованности российского образования среди выпускников средних школ. Задачи исследования - рассмотрение наиболее характерных особенностей образовательных стратегий монгольских старшеклассников, выявление их отношения к российской системе профессионального образования. Особое внимание в исследовании уделяется анализу данных официальной статистики в соотнесении с эмпирическими данными авторов. Согласно исследованию, налицо низкая информированность школьников Монголии о программах Россотрудничества в области экспорта российского образования, о вузах приграничных регионов. Исследованием подтверждается низкий статус русского языка в Монголии, но в то же время населению очень близки российская культура и менталитет. Возникает необходимость создания межвузовских кампусов на приграничных территориях для экспорта российского образования. Полученные результаты позволяют определить тенденции дальнейшего изменения отношения подрастающего поколения монголов к российской системе образования, что может послужить основой для определения сценариев прогнозного развития социально-гуманитарных связей между Россией и Монголией в условиях глобальных изменений.

Авторы
Badmatsyrenov T.B.1 , Damdinov A.V.1 , Tseveen Tsetsenbileg 2, 3 , Badaraev D.D.4
Журнал
Издательство
National Research University Higher School of Economics
Номер выпуска
2
Язык
Английский
Страницы
163-182
Статус
Опубликовано
Том
33
Год
2024
Организации
  • 1 Dorzhi Banzarov Buryat State University
  • 2 Mongolian Academy of Science
  • 3 Peoples’ Friendship University of Russia
  • 4 Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of Russian Academy of Science
Ключевые слова
russian education; educational strategies; regional university; mongolian students; Mongolia; the Republic of Buryatia; российское образование; образовательные стратегии; региональный вуз; монгольские школьники; монголия; республика Бурятия
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/111551/
Поделиться

Другие записи

Рогуленко Т.М., Конде Мохамед, Бодяко А.В., Гун Цзыкунь
Бухгалтерский учет, анализ и аудит: история, современность и перспективы развития. Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2023. С. 176-185