Управление конфликтными ситуациями в педагогическом коллективе как фактор создания комфортной образовательной среды

В процессе обучения и воспитания возникают регулярные педагогические конфликты, обусловленные противоречиями, которые свойственны образовательному процессу. Целью статьи является изучение, профилактика и разрешение педагогических конфликтов с участием его непосредственных субъектов: конфликты, зарождающиеся в рамках учебно-воспитательной деятельности в качестве реакции на затруднение реализации ее основных или дополнительных задач (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «деловых» взаимосвязей); конфликты неоправданных ожиданий, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в качестве реакции на действия, расходящиеся с установленными правилами взаимодействия педагогов и учащихся, расходящиеся с тем обоюдным результатом, на который они закономерно рассчитывают (конфликты данного типа происходят из-за осложнения «ролевых» взаимосвязей); конфликты, связанные с психологической несовместимостью, происходящие на занятиях или в рамках внеучебных мероприятий в связи с индивидуальной спецификой педагога и его подопечных, не вполне гармоничным сочетанием их темпераментов и характеров. Основной результат статьи - рассмотрение конфликта педагогического характера как особого явления, а также его сторон и функциональных свойств, которое позволяет заключить, что данный тип межличностных столкновений представляет собой обязательный элемент системы образования и в эту конфронтацию может быть вовлечен кто угодно - от педагогов и представителей руководства до учащихся и членов их семей. Степень отрицательного воздействия конфликта на тех, кто в нем участвует, находится в непосредственной зависимости от такой личной характеристики, как конфликтность, присутствующей в одних обучающихся, но отсутствующей в других. Кроме того, большое значение имеет потребность в преодолении разногласий у каждого из оппонентов. Данные факторы весьма значимы для проводимого нами исследования. В рамках нейтрализации конфликтной ситуации важную роль играет осуществление сценария сотрудничества (взаимодействия, партнерства), для которого свойственны высокая степень вовлеченности всех участников конфликта в процесс его преодоления, стремление к компромиссу, уравновешиванию притязаний, осознание значимости взаимной коммуникации. Главный поведенческий алгоритм призван учитывать подходы к урегулированию конфликтов на разных стадиях в контексте действующей конфликтологической модели, базирующейся на принципах медиации. Комплексное использование коммуникативных, административных, медиационных, лидерских навыков педагогических работников представляет собой первостепенный фактор, оказывающий влияние на управление конфликтами.

Training and education are characterized by regular pedagogical conflicts, caused by contradictions that are characteristic of the educational process. The purpose of the article is to study, prevent and resolve pedagogical conflicts with the participation of its direct subjects: conflicts that arise within the framework of teaching and educational agency as a reaction to the difficulty of implementing its main or additional tasks (conflicts of this type occur due to complications in “business” relationships) ; conflicts of unjustified expectations that occur in the classroom or as part of extracurricular activities as a reaction to actions that diverge from the established rules of interaction between teachers and students, diverging from the mutual result that they naturally expect (conflicts of this type occur due to complications of “role” relationships); conflicts associated with psychological incompatibility that occur in the classroom or as part of extracurricular activities in connection with the individual specifics of the teacher and his/her students, not entirely harmonious combination of their temperaments and characters. The main results of the article are the consideration of a conflict of a pedagogical nature as a special phenomenon, as well as its aspects and functional properties, which allow us to conclude that this type of interpersonal clashes is a mandatory element of the education system, and anyone can be involved in this confrontation - from teachers and administration representatives to students and members of their families. The degree of negative impact of conflict on those who participate in it is directly dependent on such personal characteristics as conflict, which is present in some students, but absent in others. In addition, the wish to overcome differences in every of the opponents is of great importance. These factors are very significant for our research. In the framework of neutralizing a conflict situation, an important role is played by the implementation of a cooperation scenario (interaction, partnership), which is characterized by a high degree of involvement of all participants in the conflict in the process of overcoming it, the desire for compromise, balancing claims, and awareness of the importance of mutual communication. The main behavioral algorithm is designed to take into account approaches to conflict resolution at different stages in the context of the current conflict management model based on the principles of mediation. The integrated use of communication, administrative, mediation, and leadership skills of teaching staff is a primary factor influencing conflict management.

Авторы
Сергеева М.Г. 1 , Симонова Н.М.2
Издательство
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
265-280
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
  • 2 ГБОУ города Москвы «Школа № 1239»
Ключевые слова
educational environment; conflict; conflict management; teaching staff; conflicting parties; образовательная среда; конфликт; управление конфликтами; педагогический коллектив; конфликтующие стороны
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/111528/
Поделиться

Другие записи