Российско-персидские экономические отношения в начале ХХ века: дорожное строительство

Рассматривается история строительства одной из главных транспортных артерий современного Ирана: Энзели-Тегеранского шоссе с участком Казвин - Хамадан. Дорога была проложена на средства российской казны и призвана активизировать российско-персидскую торговлю за счет включения в ее орбиту, помимо северных провинций Персии, также и центральной части этого государства. Интенсификация товарообмена должна была осуществляться за счет запуска автомобильного движения по шоссе взамен архаичного караванного. В статье представлены взгляды как самого российского правительства того периода, так и предпринимательских кругов по вопросу о выборе направления дороги и оправданности перехода на новый способ доставки грузов. Делается вывод о серьезных расхождениях в позиции указанных сторон. Российское правительство, помимо соединения крупнейшего Энзелийского порта с Тегераном, видело большую геополитическую выгоду также и в строительстве казвин-хамаданской ветки, связывавшей север Персии с центральной ее частью. Предприниматели, напротив, усматривали в этом не столько перспективу расширения рынка для своих товаров, сколько угрозу проникновения европейской продукции на север Персии. Однако, к счастью, предпринимательское сообщество не было монолитным в своих суждениях, и в нем нашлась группа лиц решившаяся взяться за новое дело, которое обещало быть успешным и придать новый импульс российско-персидским торговым отношениям.

This article explores the history of the construction of one of the main transportation arteries in modern Iran: the Enzeli-Teheran highway with the Kazvin-Hamadan section. The road was funded by the Russian treasury and aimed to boost Russian-Persian trade by including not only the northern provinces of Persia but also the central part of the country. The intensification of trade was expected to occur through the introduction of automobile traffic on the highway, replacing the archaic caravan routes. The article presents the perspectives of both the Russian government of that period and entrepreneurial circles on the choice of road direction and the justification for transitioning to a new method of cargo delivery. It concludes that there were significant discrepancies in the positions of these parties. While the Russian government saw great geopolitical advantage in connecting the largest Enzeli port with Teheran and constructing the Kazvin-Hamadan branch linking northern Persia with its central part, entrepreneurs viewed it as a threat of European product penetration into northern Persia. Fortunately, the entrepreneurial community was not unanimous in its views, and a group emerged willing to embark on this new venture, promising to be successful and give a fresh impetus to Russian-Persian trade relations.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "Центр научных и образовательных проектов"
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
445-462
Статус
Опубликовано
Том
13
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова
Russian-Persian relations; Russian-Iranian relations; history of Russian entrepreneurship; российско-персидские отношения; российско-иранские отношения; история российского предпринимательства
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Елисютина О.Г., Литовкина А.О., Смольников Е.В., Феденко Е.С.
Российский аллергологический журнал. Общество с ограниченной ответственностью Фармарус Принт Медиа. Том 21. 2024. С. 17-28