В статье представлен теоретический и эмпирический анализ исследования показателей самоорганизации и удовлетворённости жизнью у современных студентов. Актуальность исследования состоит в том, что, несмотря на наличие технологий по формированию навыков самоорганизации деятельности, студенческая молодёжь претерпевает большие трудности с возрастающим количеством обязанностей во взрослой жизни. Цель исследования - выявить особенности самоорганизации и удовлетворённости жизнью работающих и неработающих студентов. В качестве диагностики параметров самоорганизации и удовлетворённости жизнью были применены методики: 1) «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Е.Ю. Мандриковой; 2) опросник «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова; 3) опросник «Удовлетворённость жизнью» Н.Н. Мельниковой. В исследовании приняли участие 60 студентов направления «Психология» филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (30 человек работают, и 30 не работают). Результаты сравнительного и корреляционного видов анализа показали значимые различия и наличие взаимосвязей между компонентами самоорганизации и удовлетворённости жизни в группах работающих и неработающих студентов, причём характер взаимосвязей в каждой из групп имеет разную направленность. В группе работающих студентов было выявлено большее количество взаимосвязей компонентов самоорганизации с компонентами жизненной неудовлетворённости, чем у неработающих респондентов. Полученные результаты являются основанием для разработки программ психологической коррекции самоорганизации и удовлетворённости жизнью у студентов.
The article presents theoretical and empirical analysis of the study of self-organization and life satisfaction indicators in modern students. The relevance of the study lies in the fact that, despite the availability of technologies for the formation of skills of self-organization of activity, student youth undergoes great difficulties with the increasing number of responsibilities in adult life. The purpose of the study is to identify the features of self-organization and life satisfaction of working and non-working students. As diagnostics of the parameters of self-organization and life satisfaction the following methods were used: 1) "Activity Self-Organization Questionnaire" (ASO) by E.Y. Mandrikova; 2) questionnaire "Self-management ability" by N.M. Peysakhov; 3) questionnaire "Life satisfaction" by N.N. Melnikova. The study involved 60 students of the direction "Psychology" of the Philological Faculty of RUDN University (30 people are employed and 30 are not employed). The results of comparative and correlation types of analysis showed significant differences and the presence of interrelations between the components of self-organization and life satisfaction in the groups of working and non-working students, and the nature of interrelations in each group has a different direction. In the group of working students a greater number of interrelations of self-organization components with the components of life dissatisfaction was revealed than in the group of non-working respondents. The obtained results are the basis for the development of programs of psychological correction of self-organization and life satisfaction in students.