Пост-неокантианская философия С.Л. Рубинштейна

Проблема в общей характеристике русского неокантианства возникает уже с самого начала, то есть с попытки выделить время его возникновения и назвать имена первых русских неокантианцев. Эта проблема заключена в сложности его отделения от русского кантианства. В России вплоть до второй половины XIX в. не было настоящей философской традиции, поэтому господствовал всегда открытый взгляд на любые возможности. Кант давал такие самые широкие возможности, однако не было настоящего ни кантианства, ни гегельянства. Я такую ситуацию с определением русского неокантианства называю транзитивной, то есть переходной от кантианства к неокантианству. То же самое относится и к сложности определения русского неокантианства второго поколения, поколения учеников марбургской и баденской школ, поколения неокантианского журнала Логос. За исключением, быть может, Василия Савальского (студента Когена и Рудольфа Штаммлера), вступившего в ожесточенную полемику со своим учителем Новгородцевым, опиравшегося на баденскую школу, никого других из молодых русских неокантианцев, нельзя причислить к правоверным неокантианцам.

The problem in the general characterization of Russian Neukantianism arises from the very beginning, that is, from an attempt to single out the time of its occurrence and name the first Russian Neukantians. This problem lies in the difficulty of its separation from Russian Kantianism. Until the second half of the 19th century, there was no true philosophical tradition in Russia, so an open view of any possibilities always dominated. Kant gave such wide possibilities, but there was neither real Kantianism nor Hegelianism. I call this situation with the definition of Russian Neukantianism transitive, that is, transitional from Kantianism to Neukantianism. The same applies to the difficulty of defining Russian Neukantianism of the second generation, the generation of students of the Marburg and Baden schools, the generation of the Neukantian journal Logos. With the possible exception of Vasily Savalsky (a student of Cohen and Rudolf Stammler), who entered into a fierce polemic with his teacher Novgorodtsev, who relied on the Baden school, none of the other young Russian Neukantians can be counted as orthodox Neukantians.

Авторы
Язык
Русский
Страницы
39-41
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
русская философия; постнеокантианство; методология; сознание; деятельность; личность; russian philosophy; post-Neukantianism; methodology; consciousness; activity; personality
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Яковлева О.В., Орлова В.С., Братковская Л.Б., Алексеев А.А., Маторин Д.Н.
Естественные и технические науки. Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Спутник+". 2024. С. 101-103