Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов: определение, диагностика, гендерные особенности

Актуальность. В российской психологии существует дефицит психодиагностических методик для изучения отношения к цифровым образовательным технологиям (ЦОТ) у студентов, которое имеет важное значение для оптимальной цифровизации образования. Цель. Определение и операционализация понятия «отношение к ЦОТ», разработка методики для диагностики отношения к ЦОТ у российских студентов и выявление различий в отношении к ЦОТ у студентов мужского и женского пола. Выборка. В исследовании приняли участие 317 студентов российских вузов (средний возраст 20,44 ± 2,97 лет), из них 157 юношей и 160 девушек. Методы. Теоретический анализ научной литературы по проблемам исследования; авторская методика «Шкала диагностики отношения студентов к ЦОТ»; анкетный опрос для выявления социально-демографических характеристик и мнений респондентов; статистическая обработка данных с использованием коэффициентов альфа Кронбаха и омега Макдональда, конфирматорного факторного анализа, U-критерия Манна - Уитни, критерия Шапиро - Уилка. Результаты. На основе интеграции положений теории отношений личности В.Н. Мясищева и трехсторонней модели аттитюда определено понятие «отношение к ЦОТ». Разработана и валидизирована «Шкала диагностики отношения студентов к ЦОТ», включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Анализ данных, полученных посредством разработанного диагностического инструмента, позволил установить преобладание положительного отношения к ЦОТ у большинства обследованных студентов, более выраженного у девушек, чем у юношей. Выводы. Разработанная методика для диагностики отношения студентов к ЦОТ основана на теоретических представлениях о трехкомпонентной структуре отношения, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Методика имеет трехфакторную структуру, обладает высокой надежностью и может быть использована в научных исследованиях и практических разработках с целью оптимизации неизбежных процессов цифровизации высшего образования. Обнаруженные гендерные различия указывают на более позитивное отношение студентов женского пола к цифровым технологиям в образовании.

Background. In Russian psychology, there is a shortage of psychodiagnostic tools for measuring the university students’ attitudes towards digital educational technologies (DETs), which is important for the optimal digitalization of educational process. Objectives. The study had its purpose to define the concept of “attitude towards DETs”, develop the scale for diagnostics of attitudes towards DETs among university students, and reveal gender differences in their attitudes towards DETs. Study Participants. The study involved 317 Russian university students (157 male and 160 female) aged 17 to 35 years. Methods. Review of scientific literature on the research problem; the “Attitudes towards DETs Scale for University Students” (ATDETS-US) developed by the authors; survey to identify socio-demographic characteristics and opinions of respondents; methods of mathematical and statistical data processing (Cronbach's Alpha and McDonald's Omega coefficients, confirmatory factor analysis, Mann - Whitney U test, Shapiro - Wilk test). Results. The concept of “attitude towards DETs” was defined based on the integration of the main provisions of Myasishchev’s Personality Attitudes Theory and the Tripartite Model of Attitude “ACB”. The authors have developed and validated the “Scale for diagnostics of university students’ attitudes towards DETs” including emotional, cognitive, and behavioral components. The data obtained by means of the developed Scale allowed to establish a predominance of positive attitudes towards DETs among the majority of students in the study, which was more pronounced among girls than among boys. Conclusions. The scale developed in the study for diagnostics of the university students’ attitudes towards DETs is based on the theoretical concepts of attitudes that consist of cognitive, emotional, and behavioral components. The scale has a three-factor structure, exhibits good reliability and is suitable for implementation in the research and practical developments to enhance the unavoidable processes of digitalization in higher education. Gender differences revealed female students to have a more favorable attitude towards digital technologies in education.

Издательство
Психологический институт РАО
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
70-85
Статус
Опубликовано
Том
17
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
digital educational technologies; attitude; university students; digitalization of education; gender differences; цифровые образовательные технологии; отношение; аттитюд; студенты; цифровизация образования; гендерные различия
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/110901/
Поделиться

Другие записи

Есина Л.В., Выборных Д.Э., Рассказова Е.И., Гемджян Э.Г., Звонков Е.Е., Лукьянова И.А., Моисеева Т.Н., Магомедова А.У.
Теоретическая и экспериментальная психология. Психологический институт РАО. Том 17. 2024. С. 103-123