Жанровая диференциация экологических интернет-мемов в цифровом медиадискурсе

В статье на материале русскоязычных интернет-мемов, объединенных экологической проблематикой, показано тематическое развертывание медиатопика «экология» в цифровом экологическом медиадискурсе. Установлено, что наиболее устойчивыми являются темы загрязнения окружающей среды, раздельного сбора мусора, деятельности экоактивистов, чиновников, экологичного потребления, сохранения лесов и экологического просвещения. Предложена классификация жанров экологических интернет-мемов. Выявлены содержательно-формальные и функциональные трансформации типичных жанров интернет-мемов в цифровом экологическом медиадискурсе: жанр эдвайса из юмористического утверждения или совета трансформируется в информацию для размышления; жанры демотиватора и комикс-мема формально сближаются с жанром плаката; жанр открытки функционально сближается с жанром эдвайса. Отмечено наличие корреляции между жанром мема и устойчивой темой цифрового экологического медиадискурса: к теме экологического просвещения тяготеет жанр плаката, к теме раздельного сбора мусора - жанр демотиватора, к теме деятельности активистов, чиновников, потребителей - жанры макроса и эдвайса.

The paper examines Russian-language Internet memes on environmental issues to demonstrate the deployment of “ecology” as a recurrent topic in digital environmental media discourse. The topics which remain consistently relevant include environmental pollution, separate waste collection, ecological activism, government officials' activities, ecological consumption, forest conservation, and environmental education. The paper proposes a classification of environmental Internet meme genres. The study uncovers the content-formal and functional changes in conventional genres of internet memes in digital environmental media discourse. Specifically, the advice genre shifts from humorous guidance or opinion to reflective information. Additionally, the demotivator and comic meme genres formally merge with the poster genre, and the postcard genre functionally merges with the advice genre. The study indicates a correlation between the meme genre and a consistent topic in digital environmental media discourse. Specifically, the poster genre aligns with the topic of environmental education, the demotivator genre aligns with the topic of separate waste collection, and the image macros and advice genres align with the topic of activist, official, and consumer activities

Авторы
Терентьева Е.В.1 , Павлова Е.Б. 2
Язык
Русский
Страницы
518-523
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 Московский государственный гуманитарно-экономический университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
environmental Internet memes; genre differentiation; digital media discourse; Russian-language segment; экологические интернет-мемы; жанровая дифференциация; цифровой медиадискурс; русскоязычный сегмент
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/110758/
Поделиться

Другие записи