В данной статье подробно рассматривается коммуникативный функционал голосового помощника Алиса компании Яндекс. Акцент нашего исследования сделан на иронии и сарказме, которые содержатся в предустановленных разработчиками репликах голосовой системы. Также, пользователи голосовых систем самостоятельно загружают в приложение сценарии общения с Алисой, содержащие ироничный и саркастический подтекст. Анализ и подборка видеоматериалов из социальных сетей доказывают, что голосовой помощник часто используют в качестве собеседника, а не помощника по дому. Научная новизна заключается в том, что до сегодняшнего момента нет исследованной, посвященных коммуникативным особенностям голосовых систем. Актуальность работы подтверждается стремительно возрастающим интересом общества и исследователей к искусственному интеллекту, развитием «умных технологий» во всех сферах деятельности. В статье представлен анализ реплик, содержащих иронию и сарказм в предустановленном режиме от разработчиков и созданных сценариях общения пользователями голосовых систем.
This article discusses in detail of the communicative functionality of the voice assistant Alice of Yandex. The focus of our research is on irony and sarcasm, which are contained in the pre-installed replicas of the voice system by the developers. Also, users of voice systems independently upload to the application scenarios of communication with Alice, containing ironic and sarcastic meanings. The analysis and selection of video materials from social networks prove that the voice assistant is often used as an interlocutor, but not as a housemate. The scientific novelty include the fact that until nowadays there are no studies which devoted to the communicative features of voice systems. The relevance of the research is confirmed by the rapidly increasing interest of society in artificial intelligence and the development of “smart technologies” in all aspects of life. The article presents an analysis of replicas are contained irony and sarcasm in the pre-installed mode from developers and created scenarios of communication by users of voice systems.