Религия в проектах современности: между алармизмом, политической целесообразностью и утопией

Постоянно переопределяемые конфигурации современности, эпистемологический кризис, политизация всех сфер бытия породили атмосферу глобальной тревожности. Постоянно расширяющийся дефицит безопасности, обретающий черты атрибута современности, фрагментация как ответ на глобальность, возникновение альтернативных путей политического становления отражают новые социокультурные семантические узлы. Уход эпистемологической определенности из теории и устойчивости - из политических конструкций породил теоретическую растерянность перед будущим. Дрейф в сторону предельных угроз, несущих экзистенциальную окрашенность, а вместе с тем и диффузия политических и ценностных контекстов, в совокупности стимулируют обращение к религии при определении проектов и целеполагания современности. Это порождает гносеологические и политико-инструментальные трудности при апелляции к легитимирующим взаимоисключающим религиозным смыслам, “одновременная” истинность в различных типах дискурсов и в теории делает невозможным поиск общего знаменателя. Таковые проекты и целеполагание современности, претендующие на универсальность, но не достигающие ее, структурируются, как полагает автор, в первую очередь исходя из логики алармизма и эсхатологии. Преодолевая ограничения политизации, позитивная проектность перемещается в ценностную плоскость. Автор предлагает три ракурса “телеологии” современности, включающей религиозные смыслы: теоретический, метафизический и инструментальный. Методология исследования отталкивается от изучения проблематики политического целеполагания в логике “универсальное - партикулярное”, “традиционное - современное”, объясняющей религиозную окрашенность политических стратегий и расщепление картин будущего. Деление на “своих” и “чужих” на основе религиозных различий, вкупе с политической инструментализацией религиозных идентичностей и ситуаций и с параллельно предлагаемым религиозным миростроительством, используемые в качестве инструмента политического целеполагания, поляризуют диспозиции Мира религий и Мира веры в рамках возможных проектов современности. В палитре таких проектов, возникающих на пересечении религии и политики, автор указывает на три больших кластера: алармизм, политическую целесообразность, утопию.

The permanent shift of modernity, the epistemological crisis, and the politicization of all social spheres determine an atmosphere of global political anxiety. The ever-expanding security deficit becomes an attribute of modernity, as a fragmentation as a response to globality and the emergence of alternative ways of political genesis reflects new socio-cultural semantic nodes. Existential threats raise a persistent appeal to religion. The loss of epistemological certainty in political constructions contributes to the theoretical confusion about the future. The diffusion of political and value contexts forces people to turn to religion while developing projects and setting the goals of modernity. This creates cognitive and political- instrumental difficulties in using legitimizing and, at the same time, mutually exclusive religious meanings. The simultaneous truth in different types of discourses and in theory makes it impossible to find a common denominator. We argue that the projects and goal settings of modernity, claiming to be universal, but not achieving it, are structured primarily based on the logic of alarmism and eschatology. A positive project, trying to overcome the limitations of politicization, moves to the value plane. We consider three perspectives of the teleology of modernity, including religious meanings: theoretical, metaphysical, and instrumental. The research methodology is based on the problems of political goal setting in the logic of, traditional/ modern, explaining the religious coloring of political strategies and the splitting of future visions. The othering based on religious differences as a tool of political goal setting, the political instrumentalization of religious identities, simultaneously with religious creation of the world, puts two possible projects of modernity at opposite poles - the World of Religions and the World of Faith. Among the possible projects arising at the intersection of religion and politics, the author suggests three large clusters: alarmism, political expediency, and utopia.

Авторы
Издательство
Редакция журнала «Полис» («Политические исследования»)
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
50-64
Статус
Опубликовано
Год
2024
Организации
  • 1 РУДН
  • 2 Институт социологии ФНИСЦ РАН
Ключевые слова
religion; modernity; security deficit; anxiety; eschatology; tradition; faith; politicization; future; goal setting; религия; современность; дефицит безопасности; тревожность; эсхатология; традиция; вера; политизация; будущее; целеполагание
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Troshina M.V., Koryakina E.V., Potetnya V.I., Solov’ev A.N., Saburov V.O., Lychagin A.A., Ivanov S.A., Kaprin A.D., Koryakin S.N.
Бюллетень экспериментальной биологии и медицины Клеточные технологии в биологии и медицине. New York Consultants BureauSpringer / Автономная некоммерческая организация Издательство Российской академии медицинских наук. Том 176. 2023. С. 38-41