Научный стиль речи на занятиях по РКИ: общее и специфическое

В статье рассматривается динамический процесс освоения научного стиля речи на всех этапах обучения русскому языку как иностранному в вузах разного профиля. Отмечается тенденция к бурному росту терминологической лексики во всех языках мира с опорой на значимые факты история развития научного стиля речи в мире и в России, показывающая, какие трансформации он претерпел, меняясь со временем так же, как меняется сам язык. Подчеркивается схожесть научных описаний на различных языках, а также анализируются источники и факторы, влияющие на формирование научного сознания обучающегося, выявляется роль языковой подготовки в процессе изучения стилевой природы языка, описывается лингводидактический потенциал работы с научным текстом через триаду «лексика - конструкция - текст». Даются рекомендации по способам расширения традиционного набора конструкций на всех этапах обучения и отбору текстов, а также обосновывается авторское «правило четырех Т». Приводятся типы упражнений, такие как составление плана, опорной схемы, сборка целого из абзацев, проведение компрессии, «антикомпрессии» и др. Описывается педагогический эксперимент, позволивший ответить на вопрос: как происходят изменения в усвоении основ научного стиля в русском языке у иностранных учащихся разных профилей? Сделан вывод о том, что научный текст, благодаря уникальности наборов языковых формул и шаблонов, становится мощным инструментом постижения дисциплин профессионального модуля. Работа с научным стилем позволяет преподавателю подготовить обучающегося к профессиональной коммуникации, способствует формированию навыков использования научного стиля в устной и письменной формах.

The article deals with the dynamic process of mastering the scientific style of speech at the all stages of teaching Russian as a foreign language in universities of different profiles. The tendency towards the rapid growth of terminological vocabulary in all languages of the world is noted, with reference to significant facts from the history of the development of scientific style of speech worldwide and in Russia. It shows the transformations it has undergone, changing over time just as the language itself changes. The similarity of scientific descriptions in different languages is emphasised, and the sources and factors influencing the formation of the learner's scientific consciousness are analysed. The role of language training in the process of studying the stylistic nature of language is revealed, and the linguodidactic potential of working with a scientific text through the triad “lexicon - construction - text” is described. Recommendations are given on ways to expand the traditional set of constructions at all stages of training and text selection, and the author's “rule of four T's” is substantiated. Types of exercises are provided, such as creating a plan, a reference scheme, assembling a coherent whole from paragraphs, performing compression, “anti-compression”, etc. The pedagogical experiment is described, which allowed answering the question: how do changes occur in mastering the fundamentals of scientific style in the Russian language among foreign students of different profiles? It is concluded that the scientific text, due to the uniqueness of sets of language formulas and patterns, becomes a powerful tool for understanding professional module disciplines. Working with scientific style allows the teacher to prepare the student for professional communication and contributes to the development of skills in using scientific style in oral and written forms.

Авторы
Прокофьева Л.П.1 , Новикова Н.С. 2 , Михайлова О.Е.3
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
87-97
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Нижегородская академия МВД России
Ключевые слова
scientifc style of speech; russian as a foreign language; vocabulary; language construction; text; научный стиль речи; русский язык как иностранный; лексика; языковая конструкция; текст
Цитировать
Поделиться

Другие записи