ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ДИЛЕММА В.С. СОЛОВЬЕВА: ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СВОБОДА ИЛИ БОЖЕСТВЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ?

В статье рассматриваются эсхатологические представления В.С. Соловьева, являющиеся важнейшей частью его историософии. Автор отмечает, что в работах философа рельефно выделяются две во многом несопоставимые эсхатологии и, несмотря на наличие множества качественных исследований, посвященных его творчеству, остается не вполне проясненным вопрос о той мировоззренческой метаморфозе, которая это обусловила. «Особая перемена в душевном настроении», по словам самого В.С. Соловьева случившаяся с ним, стала загадкой как для продолжателей его дела, так и для современных исследователей, по сути, поставив перед ними дилемму: или при осмыслении истории делать акцент на человеческой свободе и развивать построения социально-эволюционного типа, или сосредоточивать свое внимание на божественной необходимости, тем самым подпадая под влияние детерминистических умонастроений. Целью данной статьи является анализ эсхатологических идей русского мыслителя и выявление расхождений в представлениях, свойственных ему в ранний и поздний периоды творческой деятельности; для ее достижения автор прибегает к компаративному анализу, рассматривая две знаковые работы В.С. Соловьева: «Чтения о Богочеловечестве», в которых наиболее адекватным образом была изложена эволюционная эсхатология мыслителя, и «Три разговора…», дающие наглядное представление об изменении мировоззрения мыслителя в сторону трансцендентной христианской эсхатологии. В результате проведенного исследования делается вывод о том, что дилемма, поставленная В.С. Соловьевым, требует не выбора между двумя разными утверждениями, а их совмещения, что и пытался сделать мыслитель в своем жизненном философствовании. Наиболее точным образом «духовному завещанию» В.С. Соловьева последовали русские метафизики, развивавшие далее историю философии и эсхатологию трансцендентного типа, принимая концепт Промысла и не умаляя при этом значимости деятельности свободных, способных к творчеству личностей.

The article deals with the eschatological ideas of V.S. Solovyov, which are the most important part of his historiosophy. The author notes that in the works of the philosopher, two largely disparate eschatologies stand out in relief. Despite the presence of many high-quality studies devoted to his work, the question of the ideological metamorphosis that caused this remains uncompletely clarified. “A special change in mental mood,” in the words of V.S. Solovyov, which happened to him, has become a mystery both for the successors of his work and for modern researchers. In fact, they were faced with a dilemma: either, when comprehending history, to focus on human freedom and develop constructions of a socio-evolutionary type, or to focus on divine necessity, thereby falling under the influence of deterministic mindsets. The purpose of this article is to analyze the eschatological ideas of the Russian thinker and identify differences in the ideas characteristic of him in the early and late periods of his creative activity. To achieve it, the author resorts to comparative analysis, considering two landmark works by V.S. Solovyov: “Readings on God-Manhood”, in which the evolutionary eschatology of the thinker was most adequately stated, and “Three Conversations...”, which give a visual representation of the change in the thinker’s worldview in the direction of transcendent Christian eschatology. As a result of the study, it is concluded that the dilemma posed by V.S. Solovyov requires not a choice between two different statements but their combination, which is what the thinker tried to do in his life of philosophizing. The most accurate way to the “spiritual testament” of V.S. Solovyov was followed by Russian metaphysicians, who further developed the history of philosophy and eschatology of the transcendental type, accepting the concept of Providence without detracting from the significance of the activity of free individuals capable of creativity.

Авторы
Журнал
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный университет"
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
79-87
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
Ключевые слова
V.S. Solovyov; Russian metaphysics; eschatology; transcendentism; pantheism; social utopism; Godmanhood; В.С. Соловьев; русская метафизика; эсхатология; трансцендентизм; пантеизм; социальный утопизм; богочеловечество
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Волкова А.А.
Logos et Praxis. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный университет". Том 22. 2023. С. 67-78