Статья посвящена исследованию развития сотериологической концепции в религиозно-философском творчестве Кирилла Туровского. Проанализирована преемственность идей туровского автора с византийской святоотеческой мыслью, а также выявлено своеобразие взглядов древнерусского богослова. Кирилл Туровский, заимствуя ряд византийских сотериологических идей, воспринимает их как уже решенные проблемы, имеющие четкие ответы и не призванные продолжать богословские рассуждения. В своем творчестве древнерусский автор решает задачи, поставленные в соответствии с реалиями своего времени и окружающей действительности. Так, основной целью туровского епископа после принятия сана становится привлечение русских народных масс к принятию крещения и новой веры. В верном служении простым людям видит Кирилл Туровский суть духовной деятельности христианских священников и монахов. В связи с этим, идея индивидуального, личностного спасения, представленная в раннем «монашеском» творчестве, трансформируется в концепцию универсального спасения, в первую очередь сопряженного с доминантой Божьей благодати, дарованной всему человечеству. Совершенство вочеловечивания Сына Божия для Кирилла Туровского равно совершенству обожения всего человечества. Преподобный Кирилл не предъявляет к своей пастве жестких требований относительно морально-нравственного бытия, осознавая слабость человеческого естества. В основе его сотериологической концепции лежит оптимистическое представление о божественном всепрощении и любви, поэтому основными принципами христианской добродетели, ведущей человека к спасению, в соответствии с взглядами древнерусского богослова, выступают крещение и раскаяние как возможности обновления и начала новой земной жизни. Крещение, по мнению Кирилла, возрождает человека, покаяние перерождает в нем зло в добро, даря возможность вечного бытия.
The article is devoted to the study of the development of the soteriological concept in the religious and philosophical work of Cyril of Turov. The continuity of the ideas of the Turov author with Byzantine patristic thought is analyzed, and the originality of the views of the Old Russian theologian is also revealed. Cyril of Turov, borrowing a number of Byzantine soteriological ideas, perceives them as already-solved problems that have clear answers and are not intended to continue theological reasoning. ln his work, the Old Russian author solves the tasks set in accordance with the realities of his time and the surrounding reality. Thus, the main goal of the bishop of Turov after taking the dignity is to attract the Russian masses to the adoption of baptism and a new faith. Cyril of Turov sees the essence of the spiritual activity of Christian priests and monks in faithful service to ordinary people. ln this regard, the idea of individual, personal salvation , presented in the early "monastic" creativity, is transformed into the concept of universal salvation , primarily associated with the dominant nature of God's grace granted to all mankind. The perfection of the incarnation of the Son of God for Cyril of Turov is equal to the perfection of the deification of all mankind. Reverend Cyril does not express to his flock strict requirements regarding morals and moral existence, realizing the weakness of human nature. His soteriological concept is based on the optimistic idea of divine forgiveness and love; therefore, the main principles of Christian virtue leading people to salvation, in accordance with the views of the ancient Russian theologian, are baptism and repentance as opportunities for renewal and the beginning of a new earthly life. Baptism, according to Cyril, regenerates people; repentance gives them the possibility of eternal existence by transforming evil into good.