Действующим регулированием предусмотрены возможности создания особых (свободных) зон и приравненных к ним территорий (далее - ОЭЗ) в Арктике (территории опережающего развития и Арктическая зона РФ). В рамках ОЭЗ может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (далее - СТЗ), которая даёт возможности ведения хозяйственной деятельности с использованием иностранных товаров без уплаты таможенных платежей. Целью исследования является анализ особенностей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Арктике. При подготовке статьи использовались следующие методы исследования: экономический, аналитический, метод сравнения и обобщения. Данное упрощение может быть востребовано российскими организациями - резидентами (участниками) территорий опережающего развития и Арктической зоны РФ. Предлагаемая к вниманию статья посвящена рассмотрению механизмов отмеченных выше упрощений, предусмотренных для резидентов «арктических» ОЭЗ. При этом применение таможенной процедуры СТЗ на территориях ОЭЗ является важным инструментом государственной экономической политики, призванным обеспечить создание комфортных условий налогообложения таможенными платежами иностранных товаров, которые помещаются под таможенную процедуру СТЗ и используются в соответствии с условиями данной процедуры на территориях ОЭЗ. Вопросы, касающиеся статуса товаров, изготовленных в ОЭЗ с использованием иностранных товаров, которые помещены под таможенную процедуру СТЗ, в значительной степени связаны с международными обязательствами России, лежащими в основе действующего регулирования. На практике комплекс законодательно установленных упрощений, проанализированных в статье, создаёт условия для более эффективной деятельности резидентов ОЭЗ.
The current regulation provides for the possibility of creating special (free) zones and equivalent territories (hereinafter - SEZ) in the Arctic (territories of advanced development and the Arctic zone of the Russian Federation). Within the framework of SEZs, the customs procedure of a free customs zone (hereinafter - FCZ) can be applied, which provides opportunities to conduct economic activities with foreign goods without paying customs duties. The purpose of the study is to investigate the peculiarities of applying the customs procedure of a free customs zone in the Arctic. The following research methods were used in the preparation of the article: economic, analytical methods, method of comparison and generalization. This simplification can be demanded by Russian organizations - residents (participants) of the territories of advanced development and the Arctic zone of the Russian Federation. The proposed article is devoted to the consideration of the mechanisms of the above-mentioned simplifications provided for the residents of the “Arctic” SEZ. At the same time, the application of the customs procedure of FCZ in the SEZ territories is an important tool of the state economic policy, designed to ensure the creation of comfortable conditions for taxation of foreign goods. Issues related to the status of goods manufactured in SEZs using foreign goods that are placed under the FCZ customs procedure are largely related to Russia’s international obligations underlying the current regulation. In practice, the set of legally established simplifications analyzed in the article creates conditions for more effective activity of SEZ residents.