Уровни возможностей школьника (с учётом успеваемости и эмоционального состояния)

Предметом статьи является личностный потенциал учащихся начальной, средней и старшей школы, описываемый посредством существительных, широко используемых в научно-педагогической среде: «одарённость», «талант» и «гениальность». Цель статьи - представить соответствующие явления в качестве видов даровитости, рассматриваемой авторами как высший уровень возможностей школьника. Предложен комплекс педагогических действий, позволяющих определить, на каком уровне возможностей находится учащийся на текущем этапе образовательного процесса. Описываются функции учителя и школьного психолога, а также факторы, лежащие в основе уровневой модели: учебная результативность и эмоциональное состояние. Осмысливаются перспективы совершенствования предложенной методики с помощью технических средств. Авторами статьи исследуются подходы российских и зарубежных учёных к проблеме одарённости в широком смысле слова (дар, даровитость, высокий личностный потенциал). Установлено, что интеллектуальный труд не вызывает у одарённого ребёнка отрицательных эмоций (печали, страха) и не требует от него серьёзных волевых усилий. В основном разделе статьи одарённость рассматривается в узком, авторском смысле, в соответствии с предложенной моделью: как вид (подуровень) даровитости, при котором учащийся может справляться с учебной дисциплиной и получать от неё удовольствие благодаря мастерству педагога. Описываются основные методы педагогического воздействия, рекомендуемого авторами статьи. Одарённость противопоставляется способностям (уровню возможностей, на котором учащийся успевает по предмету, но не любит его) и таланту (подуровню даровитости, выражающемуся в наличии изначальной мотивации к интеллектуальному труду - врождённой или сформированной до школы). В то же время отмечается, что во взрослой жизни грамотно воспитанная одарённость почти неотличима от таланта: внешние стимулы (педагогическое воздействие) оказываются настолько сильными, что действуют всю жизнь. В качестве примера приводится судьба лауреата Нобелевской премии Жореса Ивановича Алфёрова, полюбившего физику только в старшей школе, благодаря своему новому учителю Я.Б. Мельцерзону. В конце статьи делается вывод о том, что в наши дни выпускникам школ и вузов достаточно быть способными: государство интересуют лишь результаты выполняемой деятельности, вид мотивации не играет существенной роли. Однако авторы полагают, что в будущем всё, вероятно, изменится. Мировые тенденции таковы, что в развитых странах может сложиться общественный строй, при котором каждый человек будет иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности (и даже некоторые дополнительные), не участвуя ни в какой общественно-полезной деятельности. Однако с экономической точки зрения необходимо, чтобы население работало, производило товары и услуги. При отсутствии финансовой и моральной необходимости единственным возможным стимулом к выполнению той или иной деятельности (если не считать разного рода угроз) представляется любовь к ней. Таким образом, не исключено, что обществу понадобятся не способные, а именно одарённые люди.

Издательство
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Язык
Русский
Страницы
142-160
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
одарённость; способность; учащиеся; результативность; эмоциональное состояние; эмоции; уровни возможностей
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/109422/
Поделиться

Другие записи

Maximova S.S., Shaibekova K.M.
Педагогическое образование: оптимизация, модернизация и прогноз развития. Российский университет дружбы народов (РУДН). 2023. С. 167-171