Включение в программы подготовки специалистов филологических направлений университетов курсов с элементами использования инструментов искусственного интеллекта требует разработки теоретических и практических основ опережающей подготовки преподавателей языковых дисциплин, лингвистов в секторе изучения возможностей и особенностей применения систем класса ChatGPT-4 как неличностных участников профессионально-образовательного дискурса. В работе рассмотрена схема практического освоения приемов работы с инструментами искусственного интеллекта на основе онлайн-модификации классических приемов традиционного фронтального опроса. Использован метод инверсии схемы, основанный на возможности одновременной/асинхронной работы слушателей с респондентом. Приведена структура занятия со слушателями группы повышения квалификации, включая планирование опроса, проведение его в режиме открытого доступа, анализ и обсуждение результатов, а также подготовку и публикацию результирующих информационных продуктов участников занятия. Отдельное внимание обращается на необходимость изучения проблем лингвистики запросов к системам типа ChatGPT-4.
The inclusion of courses with elements of using artificial intelligence tools in the training programs of specialists in philological areas of universities requires the development of theoretical and practical foundations for 48 advanced training of teachers of language disciplines, linguists in the sector of studying the possibilities and features of using the ChatGPT-4 class systems as non-personal participants in professional and educational discourse. The paper considers a scheme for the practical development of techniques for working with artificial intelligence tools based on an online modification of the classic techniques of traditional frontal questioning. The method of the scheme inversion is used, based on the possibility of simultaneous/asynchronous work of listeners with the AI respondent. The structure of the lesson with the students of the advanced training group is given, including planning the survey, conducting it in open access mode, analyzing and discussing the results, as well as preparing and publishing the resulting information products of the participants of the classes. Special attention is paid to the need to study the problems of query linguistics for ChatGPT-4 type systems