В статье представлен нарративный анализ рассказа Ю. П. Казакова "Арктур - гончий пес", который относится к анималистической прозе писателя. Главная цель анализа - рассмотрение организации повествования в прозе, так как нарративные особенности произведения позволяют детально охарактеризовать идиостиль писателя. Задачи исследования: - выявить особенности повествования; - ознакомиться с работами, посвященными теме исследования; - обратиться к историко-культурологическому контексту; - определить типы нарраторов; - соотнести с ними перспективу и план повествования. Актуальность работы обусловлена тем, что все больше исследований интересуются нарративными структурами, так как они позволяют определить природу произведения и поэтику рассказов Казакова. Несмотря на то, что немало работ посвящено раннему рассказу "Арктур -гончий пес", не все они отличаются точной терминологией и закономерными выводами. Так, нами будет предпринята попытка оспорить одну из точек зрения на анализируемое произведение. В основу изучения вопроса был положен структурно-семантический анализ. Также при исследовании были использованы формальный, биографический и психологический методы. В ходе работы были обнаружены особенности нарратива рассказа. Мы пришли к следующим выводам: 1. Повествование строится по принципу оппозиции перспектив: "внутренняя - внешняя" точка зрения (Innenperspektive - Außenperspektive) по терминологии Ф. Штанцеля. 2. Писатель вводит в полотно текста три типа повествователя: экзегетического (всеведающего, принимающего опосредованное участие в действии рассказа), диегетического (активного, непосредственно фигурирующего в сюжете как персонаж) и лирического (рефлексирующего, чувствующего, который проявляется больше на духовном уровне). Обнаружение последнего в полотне текста обуславливает новизну исследования литературного наследия Ю. П. Казакова. 3. Таким образом, лирический тип нарратора определяет поэтику лирической прозы Казакова, обнаруживает сложно уловимые подтексты в повествовании и вводит особый ритм в анализируемый рассказ.
The article presents a narrative analysis of Yu.P. Kazakov's short story "Arcturus the Hound Dog", which refers to the animalistic prose of the writer. The main purpose of the analysis is to consider the organization of the narrative in prose, since the narrative features of the work allow us to characterize the writer's idiosyncrasy in detail. Research objectives: to identify the features of the narrative; to get acquainted with the works devoted to the research topic; to turn to the historical and cultural context; identify the types of narrators; correlate the perspective and narrative plan with them. The relevance of the work is due to the fact that more and more studies are interested in narrative structures, as they allow us to determine the nature of the work and the poetics of Kazakov's stories. Despite the fact that many works are devoted to the early story "Arcturus the Hound Dog", not all of them differ in precise terminology and logical conclusions. So, we will attempt to challenge one of the points of view on the analyzed work. The study of the issue was based on a structural and semantic analysis. Formal, biographical and psychological methods were also used in the study. In the course of the work, the features of the narrative of the story were discovered. We came to the following conclusions: 1. The narrative is based on the principle of opposition of perspectives: an "internal - external" point of view (Innenperspektive - Außenperspektive) 2. The writer introduces three types of narrator into the canvas of the text: exegetic (omniscient, taking an indirect part in the action of the story), diegetic (active, directly appearing in the plot as a character) and lyrical (reflective, feeling, which manifests itself more on a spiritual level). The discovery of the latter in the canvas of the text determines the novelty of the study of the literary heritage of Yu. P. Kazakov. 3. Thus, the lyrical type of the narrator determines the poetics of Kazakov's lyrical prose, discovers difficult-to-grasp subtexts in the narrative and introduces a special rhythm into the analyzed story.