О реализации языковой политики Российской Федерации

Данная статья посвящена важным вопросам реализации языковой политики Российской Федерации как внутри страны, так и за ее пределами, в частности на постсоветском пространстве. Актуальность исследования обусловлена вступившем в силу 28.02.2023 г. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации”». В работе формулируются проблемы реализации языковой политики государства в ряде вузов Москвы и рассматриваются способы их решения. В результате обобщения эмпирического опыта делаются выводы о том, что в настоящее время преподавание русского языка в его государственной ипостаси для граждан РФ возможно в разделе «Стилистика», в частности в рамках темы «Официально-деловой стиль» предмета «Русский язык и культура речи». В свою очередь, задачи, стоящие сейчас перед преподавателями, выходят за рамки обучения студентов чтению документов, дисциплина развивается в сторону национальной самоидентификации носителями языка. Также авторы вновь поднимают тему неразработанности лингвистического определения «государственный язык». В работе обобщается опыт ряда вузов Москвы в развитии экспорта образования за рубежом.

The present article is devoted to important questions of implementation of the language policy of the Russian Federation both inside and outside of Russia, particularly in the post-soviet countries. The relevance of the study is due to the Federal Law “On Amendments to the Federal Law “On the State Language of the Russian Federation” that came into force on February 28, 2023 The work formulates the problems of implementing the state language policy in a number of Moscow universities and discusses ways to solve them. As a result of summarizing empirical experience the article makes the conclusion that at present the Russian language in its state capacity can be taught to the citizens of the Russian Federation in the “Stylistics” block of the “Russian Language and Culture of Speech” course. In turn, the tasks now facing teachers go beyond teaching students to read documents; the discipline is evolving towards national self-identification by native speakers. Also the authors raise again the issue that the linguistic definition of “state language” is underdeveloped. The work summarizes the experience of a number of Moscow universities in developing the export of education abroad.

Авторы
Каблуков В.В.1 , Косицына Е.Ф. 2, 3 , Мамаева Ю.А.4
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
84-89
Статус
Опубликовано
Том
13
Год
2023
Организации
  • 1 Российский государственный технологический университет - МИРЭА
  • 2 Российский университет дружбы народов
  • 3 Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
  • 4 Финансовый университет
Ключевые слова
language policy; language status; literary language; state language; soft power; языковая политика; статус языка; литературный язык; государственный язык; мягкая сила
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Якубов М.Я., Семенов А.С.
Экономика: вчера, сегодня, завтра. Общество с ограниченной ответственностью Аналитика Родис. Том 13. 2023. С. 529-534
Куликова Э.Г., Кодалаева Х.Г., Акай О.М.
Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. 2023. С. 117-132