Мотивационная речь: специфика функционирования речевого жанра

Исследование посвящено описанию речевого жанра «мотивационная речь» на материале англоязычного мотивационного дискурса. Актуальность и научная новизна обусловлены необходимостью конструирования определения мотивационного дискурса, уточнения его дискурсивной интенции и стратегии, изучения и описания его жанрового своеобразия. В статье предпринята попытка дифференцировать понятия мотивации и воздействия и соответствующие дискурсы по типу адресата (адресатный, нацеленный на конкретного партнера по коммуникации, и общеадресатный, ориентированный на абстрактного адресата), по типам субъектов в зависимости от избираемой индивидом стратегии «мотива достижения» – стремления к успеху или избегания неудачи. Анализ мотивационных речей продемонстрировал их тематическую неоднородность, а также вариативность с точки зрения степени формализации – жанры жесткой, мягкой формализации и свободные жанры. В результате анализа выделено восемь основных типов мотивационных речей, дифференцируемых на основании базовой интенции и концепции адресата, определена их композиционная структура, установлены характерные для анализируемого жанра особенности, к которым относится использование приема сторителлинга, юмористических средств и различного рода эвиденциальной информации, эмотивной лексики и синтаксиса, так называемого «инклюзивного языка».

The study aims to describe the speech genre of “motivational speech” in English-speaking motivational discourse. The relevance and scientific novelty of the research are determined by the need to construct the definition of motivational discourse, to clarify its discursive intention and strategy, and to study and describe its genre specificity. The article distinguishes between the concepts of motivation and impact and their respective discourses based on the addressee type (particularlyaddressable, targeting a specific communication partner, and generally addressable, oriented towards an abstract addressee), as well as based on the subject types that depend on the individual’s chosen “achievement motivation” strategy – either striving for success or avoiding failure. The analysis of motivational speeches demonstrated their thematic heterogeneity and varying degrees of formalization, ranging from rigid and soft formalization genres to free genres. The study identified eight main types of motivational speeches differentiated according to their basic intention and addressee concept, and determined their compositional structure. Furthermore, the research established characteristic features of this genre, such as the incorporation of storytelling, humor, different types of evidential information, emotive lexis and syntax, as well as the use of the so called “inclusive language”.

Журнал
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Номер выпуска
1
Язык
Русский
Страницы
47-55
Статус
Опубликовано
Том
19
Год
2024
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Ключевые слова
impact; genre; motivation; motivational discourse; motivational speech; strategy; воздействие; жанр; мотивация; мотивационный дискурс; мотивационная речь; стратегия
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Волкова Я.А., Красоцкая М.Д.
Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. Научные статьи. Тезисы докладов аспирантов, магистрантов и молодых ученых. Южный федеральный университет. 2023. С. 46-49