В статье обсуждается вопрос о соотношении двух близких по смыслу понятий «язык СМИ» и «публицистический функциональный стиль языка». Представлена краткая история возникновения данных терминов. Описана и проанализирована экстралингвистическая ситуация, давшая толчок переосмыслению стилистической дифференциации современного русского литературного языка и, в частности, границ публицистического стиля. Термин «язык СМИ» возник как реакция на меняющуюся реальность и стал обозначать всю совокупность тематически и стилистически разнородных аудиовизуальных и вербальных текстов, производимых и распространяемых средствами массовой информации. Однако неверно будет заключить, что новая языковая стихия вытеснила собой публицистический стиль. В статье доказано, что данные понятия находятся в отношениях общего и частного. Публицистический функциональный стиль литературного языка, представляющий собой относительно замкнутую систему лексико-грамматических средств и функционирующий в сфере политики, остается ядром языка СМИ.
The article discusses the relationship between the two closely related concepts of media language and journalistic functional style of language. A brief history of the emergence of these terms is presented. The article describes and analyzes the extra-linguistic situation that gave an impulse to the rethinking of stylistic differentiation of the modern Russian literary language and, in particular, the boundaries of the journalistic style. The term media language emerged as a response to the changing reality and began to refer to the thematically and stylistically heterogeneous audiovisual and verbal texts produced and disseminated by the media. However, it would be wrong to conclude that the media language has superseded the journalistic style. The article proves that these concepts are related as the general and the particular. The journalistic functional style of literary language, which presents a relatively closed system of lexical and grammatical means and functions in the political field, remains the core of the media language.