В статье рассматривается феномен «театра насмешки» Альфреда Жарри, открывший новый вектор в развитии европейского театра конца XIX века - от «оков реализма» к «движению воображения». Выделяются и описываются характерные особенности его драматургии, основанной на теории патафизики («научный термин», изобретенный А. Жарри). Патафизическое миропонимание А. Жарри строилось на принципе «исключение есть правило», отклоняясь от нормы, оно разрушало устоявшиеся, стереотипные смыслы, предполагая поиск новых. Особое внимание уделено премьерному спектаклю А. Жарри «Король Убю», который состоялся в 1896 году на сцене театра «Эвр». Скандальная премьера «Король Убю» разрушила каноны драматического искусства, которые существовали до А. Жарри: привычное сценическое действие (с определенным местом и временем) сменилось на воображаемый и алогичный мир, актеров замещали персонажи-марионетки, использовавшие «особый язык», сочетая школьное арго и грубую лексику. Затрагивается тема культурно-исторического периода, повлиявшего на становление А. Жарри как драматурга.
This article examines the phenomenon of the «theater of ridicule» by Alfred Jarry, which opened a new vector in the development of European theatre at the end of the XIX century - from the «fetters of realism» to the «movement of imagination». The characteristic features of his dramaturgy based on the theory of pataphysics (the «scientific term» invented by A. Jarry) are highlighted and described. A. Jarry's pataphysical worldview was based on the principle of «the exception is the rule», deviating from the norm, it destroyed established, stereotypical meanings, suggesting the search for new ones. Special attention is paid to the premiere performance of A. Jarry «The King of Ubu», which took place in 1896 on the stage of the theatry «Evr». The scandalous premiere of «The King of Ubu» destroyed the canons of dramatic art that existed before A. Jarry: the usual stage action (with a certain place and time) was replaced by an imaginary and illogical world, the actors were replaced by puppet characters who used a «special language», combining school argot and rude vocabulary. The topic of the cultural and historical period that influenced the formation of A. Jarry as a playwright is touched upon.