В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями нравственного и эстетического компонентов слушателей музыкальной культуры в периоде вузовской подготовки. Определено понятие «культурные ценности» и «нравственные ценности». Автор статьи рассматривает причины необходимости формирования нравственных и эстетических компонентов у обучающихся в вузе. Рассмотрены общие направления музыкальной культуры. Подчеркивается важность ответственности, как одной из главных культурных ценностей. Она предполагает осознанное и добровольное принятие на себя обязанностей и последующее выполнение их с учетом моральных, этических и социальных норм. В контексте образования вуза ответственность означает не только выполнение учебных заданий, но и готовность принимать решения, основанные на знаниях, этике и уважении к другим людям. Изучены методы и практики формирования ответственности обучающихся. Честность и искренность играют важную роль в формировании нравственного и эстетического компонентов студентов в вузе посредством музыкального обучения. Развитие этих качеств способствует созданию доброжелательной и поддерживающей атмосферы в учебной среде, а также способствует формированию этического поведения и развитию личностных качеств студентов. Уважение к культурному наследию в контексте формирования культурных и нравственных ценностей учащихся студентов в вузе посредством музыкального искусства играет ключевую роль в развитии чувства гордости за свою национальную культуру, толерантности к различиям, расширении кругозора и формировании глобального мышления. Разработана авторская методика по формированию нравственных и эстетических компонентов слушателей музыкальной культуры в период вузовской подготовки.
The article discusses issues related to the peculiarities of the moral and aesthetic components of listeners of musical culture in the period of university training. The concept of “cultural values” and “moral values” is defined. The author of the article examines the reasons for the need to form moral and aesthetic components in students at the university. The general directions of musical culture are considered. The importance of responsibility as one of the main cultural values is emphasized. It involves the conscious and voluntary assumption of responsibilities and their subsequent fulfillment, taking into account moral, ethical and social norms. In the context of university education, responsibility means not only completing academic assignments, but also the willingness to make decisions based on knowledge, ethics and respect for other people. The methods and practices of students’ responsibility formation have been studied. Honesty and sincerity play an important role in shaping the moral and aesthetic components of students at the university through music education. The development of these qualities contributes to the creation of a friendly and supportive atmosphere in the learning environment, as well as contributes to the formation of ethical behavior and the development of personal qualities of students. Respect for cultural heritage in the context of the formation of cultural and moral values of students at the university through musical art plays a key role in developing a sense of pride in their national culture, tolerance for differences, broadening horizons and shaping global thinking. The author’s methodology for the formation of moral and aesthetic components of listeners of musical culture during university training has been developed.