Статья посвящена выяснению общих закономерностей проявления интертекстуальности современных новостных заголовков российских и китайских ведущих СМИ на фоне глобализации, информатизации и цифровизации. Предметом выступает интертекстуальность новостных заголовков цифровых медиа. Материалом служат заголовки мировых новостей российских и китайских ведущих цифровых информационных порталов за 2023 год. Научная новизна заключается в том, что впервые проведено комплексное сравнительное исследование, посвященное основным проявлениям интертекстуальности заголовков мировых новостей в современных российских и китайских ведущих цифровых медиа. Актуальность исследования обусловлена тем, что цифровые технологии, гиперссылки, поисковые системы и т. п. создали новую неизученную текстовую реальность, в которой новостные заголовки образуют связи с другими текстами в контексте глобального цифрового Интернета. Основными методами исследования являются анализ функционально-семантический, интерпретационный, лингвокультурологический. Метод лингвистического комментирования применялся для объяснения заголовочных текстов мировых новостей, метод культурологический - для объяснения традиций социума, отраженных в названиях новостных Интернет-статей. Контрастивный метод использовался для выявления общих черт заголовков мировых новостей ведущих российских и китайских Интернет-изданий. Результат исследования: интертекстуальность характерна для новостных заголовков российских и китайских Интернет-изданий, выявлены шесть основных атрибутов интертекстуальности заголовочных текстов мировых новостей российских и китайских ведущих цифровых медиа (цитатность, прецедентность, неопределенность, гипертекстуальность, полимодальность и ризоматичность). Данные атрибуты широко используются в новостных заголовках российских и китайских цифровых медиа. Полученные результаты исследования могут быть основой следующих исследований и использованы в практике преподавания вузовских курсов таких дисциплин, как лингвистика, коммуникация, культурология, политология и др. Выводы исследования заключаются в том, что интертекстуальность новостных заголовков Интернет-СМИ, как концентрированное проявление текстовых явлений в цифровую эпоху, характеризуется ризоматическим разнообразием, запутанностью, нелинейностью, поликодностью, открытостью и динамичностью не только на уровне семантики, но и формы новостного заголовочного текста.
The article is devoted to clarifying the general patterns of intertextuality of modern news headlines in Russian and Chinese leading media against the background of globalization, informatization and digitalization. The subject is the intertextuality of digital media news headlines. The material is the headlines of the Russian and Chinese media leading digital information portals for 2023. The scientific novelty lies in the fact that for the first time a comprehensive comparative study was conducted on the main manifestations of intertextuality of world news headlines in modern Russian and Chinese leading digital media. The relevance of the research is due to the fact that digital technologies, hyperlinks, search engines, etc. have created a new unexplored textual reality in which news headlines form links with other texts in the context of the global digital Internet. The main research methods are functional-semantic, interpretative, linguistic and cultural analysis. The method of linguistic commenting was used to explain the headline texts of world news, the culturological method was used to explain the traditions of society reflected in the titles of online news articles. The contrastive method was used to identify common features of the news headlines of leading Russian and Chinese online media publications. The result of the study: intertextuality is characteristic of the news headlines of Russian and Chinese online publications, six main attributes of intertextuality of the headline texts of world news of Russian and Chinese leading digital media have been identified, such as citation, precedent, uncertainty, hypertextuality, polymodality and rhizomaticity. These attributes are widely used in the news headlines of Russian and Chinese digital media. The obtained research results can be the basis for the following studies and used in the practice of teaching university courses in such disciplines as linguistics, communication, cultural studies, political science, etc. The conclusions of the study are that the intertextuality of online media news headlines, as a concentrated manifestation of textual phenomena in the digital age, is characterized by rhizomatic diversity, entanglement, nonlinearity, polycode, openness and dynamism not only at the level of semantics, but also the form of the news headline text.