В статье изучен процесс формирования этнического имиджа в контексте изменений внутрироссийского медиапространства. В качестве эмпирического материала использовались медиатексты портала «Аргументы и факты» (АиФ). Цель исследования - создание рабочей периодизации, обладающей эвристическим потенциалом для последующего структурированного системного изучения процессов медиакоммуникаций в сфере формирования национального имиджа. В статье ставятся в научную повестку и приближают к разрешению противоречий вопросы тематики медиатекстов, посвящённых жителям Кавказа: в результате выявлены особенности содержания и специфика эмоционально-оценочных элементов журналистских материалов АиФ о представителях кавказских этнических групп, констатировано наличие в медиатекстах деструктивных стереотипов. Актуальность данного материала объясняется современными негативными последствиями межэтнических противостояний, к которым привели, в том числе, конфликтогенные тексты в средствах массовых коммуникаций конца ХХ века. Применена методология историко-семантического и когнитивно-метафорического анализа, что позволило выявить лингвистические структуры, лежащие в основе формирования определённого отношения аудитории к кавказским народам, а также проследить динамику их трансформаций. После распада СССР журналисты массовых изданий, включая АиФ, активно использовали идентификационную конструкцию «мы и они», опосредованно формировали негативную репутацию национальных меньшинств, создавали преграды для их интеграции в общероссийскую идентичность, усиливая тем самым социально-психологическую напряженность в обществе, увеличивая социальное дистанцирование, оказывая влияние на процессы дискриминации и замкнутости народов Кавказа. В современной глобальной практике конвергентности, экранности и «субъектно-субъектных» процессов массовых коммуникаций многократно усилился воздействующий потенциал транслируемого контента. Должен быть усилен государственный контроль за редакционной политикой массовых изданий, а также актуализирована персональная ответственность профессиональных журналистов за свою работу. Также необходимо поддерживать медиаобразовательные инициативы для повышения медиаграмотности аудитории медиа. Результаты исследования могут быть использованы для переосмысления и коррекции стратегий создания и продвижения контента этнической тематики.
The article studies the process of modeling of ethnic image in the Russian media space. The media texts of the "Argumenty i Fakty" portal were used as empirics. The aim is to create a periodization for studying the processes of media communication in the formation of national image. The article reveals linguistic and stylistic peculiarities of the content and specificity of emotional and evaluative elements of the format of AiF journalistic materials about representatives of Caucasian ethnic groups, and states the presence of destructive stereotypes in media texts. The relevance of the material is explained by the negative consequences of interethnic confrontations, including those caused by conflictogenic texts in the media of the late twentieth century. The methodology of historical-semantic and cognitive-metaphorical analysis was applied, which revealed the linguistic structures at the basis of the formation of the audience's attitude towards the Caucasian peoples. After the collapse of the USSR, journalists used the construction "us and them", indirectly formed a negative reputation of national minorities, created barriers to their integration into the Russian identity, thus increasing socio-psychological tension in society, increasing social distance, influencing the processes of discrimination and isolation of the peoples of the Caucasus. In the modern global practice of convergence, "subject-to-subject" processes of mass communications, the influential potential of broadcast content has increased manifold. State control over the editorial policy of mass media should be strengthened, and personal responsibility of professional journalists for their work should be actualized. It is also necessary to support media education initiatives to increase the media literacy of the media audience. The results of the study can be used to rethink strategies for creating and promoting ethnic content.