Ценностные ориентации и отношение к деньгам у российских и китайских студентов как характеристики экономического поведения молодежи

Введение. Проблема характеристик экономического поведения молодёжи является одной из перспективных в области экономической психологии. В мировой экономике молодые люди с позиции государственного управления рассматриваются как интеллектуальный капитал. Цель данной статьи - провести сравнительный анализ ценностных ориентаций и отношения к деньгам, как показателей экономического поведения у российских и китайских студентов. Методы. В исследовании были использованы следующие методики на выборке из 88 российских и китайских студентов: 1) Опросник Б. Клонц и Т. Клонц «Монетарные аттитюды» в адаптации Баязитовой, Т.А. Лапшовой; 2) Портретный ценностный опросник Ш. Шварца (PVQ-RR) в адаптации Т.П. Бутенко, Д.С. Седовой, А.С. Липатовой); 3) Опросник «Нравственная оценка денег» Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко. В статистическом анализе данных использованы критерий U-Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена и кластерный анализ. Результаты исследования. В процессе проведения эмпирического анализа были выявлены значимые различия у российских и китайских студентов в проявлениях ценностных ориентаций как: 1) репутация (p = 0,036; p ≤ 0,05); 2) безопасность личная (p = 0,04; p ≤ 0,05); 3) конформность - правила (p = 0,026; p ≤ 0,05); 4) скромность (p = 0,004; p ≤ 0,01). Российские студенты больше ценят свою репутацию, личную безопасность, по шкале избегание денег у китайских студентов показатель значимо выше по сравнению с российскими студентами (p = 0,026, p ≤ 0,05). В результате корреляционного анализа как у российских студентов обнаружены значимые взаимосвязи между шкалами: (p ≤ 0,05): 1) избегание денег - гедонизм (r = -0,300), скромность (r = 0,298), благожелательность (r = -0,353); 2) деньги как статус - скромность (r = -0,333); 3) поклонение деньгам - самостоятельность мысли (r = 0,375), самостоятельность действия (r = 0,331), гедонизм (r = 0,341), власть - доминирование (r = 0,351), безопасность - личная (r = 0,336), благожелательность - долг (r = 0,330). У китайских студентов обнаружены значимые взаимосвязи по следующим показателям: В группе китайских студентов были выявлены следующие взаимосвязи (p ≤ 0,05): 1) деньги как статус - власть - ресурсы (r = 0,312), традиционализм (r = 0,302); 2) поклонение деньгам - самостоятельность мысли (r = 0,310), конформность - правила (r = 0,320), конформность - межличностная (r = 0,372), скромность (r = 0,318); 3) бдительность относительно денег - достижение (r = 0,315), власть - ресурсы (r = 0,309), конформность - правила (r = 0,304). Применение кластерного анализа позволило выявить положительный и нравственно-конфликтный типы отношения к деньгам у российских студентов, а среди китайских студентов - нравственно-неопределённой и компромиссно-положительный типы отношения к деньгам. Заключение. В результате проведённого исследования предложены рекомендации по развитию и коррекции показателей экономического поведения у молодежи: 1) внедрение в практику обучения в высшей школе методов формирования у студентов знания в области финансовой грамотности; 2) развитие гражданской идентичности и патриотических чувств, которые выступают психологической поддержкой студентов на пути к профессиональному становлению и финансовой успешности; 3) формирование отношения студентов к деньгам как к результату личностной и профессиональной самореализации; 4) обеспечение информирования и просвещения иностранных студентов в области экономического поведения в России в целях успешной адаптации к инокультурной среде.

Introduction. In the global economy, young people from the perspective of public administration are considered as intellectual capital. The purpose of this article is to conduct a comparative analysis of value orientations and attitudes towards money as indicators of economic behavior among Russian and Chinese students. Methods. The study used the following methods on a sample of 88 Russian and Chinese students: 1) Questionnaire by B. Klontz and T. Klontz “Monetary Attitudes” adapted by Bayazitova, T.A. Lapshova; 2) Portrait Value Questionnaire by S. Schwartz (PVQ-RR) adapted by T.P. Butenko, D.S. Sedova, A.S. Lipatova); 3) Questionnaire “Moral assessment of money” E.I. Gorbacheva and A.B. Kupreichenko. Statistical analysis of the data used the Mann-Whitney U test, Spearman's rank correlation coefficient and cluster analysis. Research results. In the process of conducting empirical analysis, significant differences were identified between Russian and Chinese students in the manifestations of value orientations such as: 1) reputation (0.036; p ≤ 0.05); 2) personal safety (0.04; p ≤ 0.05); 3) conformity - rules (0.026; p ≤ 0.05); 4) modesty (0.004; p ≤ 0.01). Russian students value their reputation and personal safety more; on the money avoidance scale, Chinese students have a significantly higher indicator compared to Russian students (0.026, p ≤ 0.05). As a result of the correlation analysis, significant relationships between the scales were found among Russian students: (p ≤ 0.05): 1) avoidance of money - hedonism (r = -0.300), modesty (r = 0.298), benevolence (r = -0.353); 2) money as status - modesty (r = -0.333); 3) worship of money - independence of thought (r = 0.375), independence of action (r = 0.331), hedonism (r = 0.341), power - dominance (r = 0.351), security - personal (r = 0.336), benevolence - duty ( r = 0.330). Among Chinese students, significant relationships were found for the following indicators: In the group of Chinese students, the following relationships were identified (p ≤ 0.05): 1) money as status - power - resources (r = 0.312), traditionalism (r = 0.302); 2) worship of money - independence of thought (r = 0.310), conformity - rules (r = 0.320), conformity - interpersonal (r = 0.372), modesty (r = 0.318); 3) vigilance regarding money - achievement (r = 0.315), power - resources (r = 0.309), conformity - rules (r = 0.304). The use of cluster analysis made it possible to identify positive and moral-conflict types of attitudes towards money among Russian students, and among Chinese students - morally uncertain and compromising-positive types of attitude towards money. Conclusion. As a result of the study, recommendations were proposed for the development and correction of indicators of economic behavior among young people: 1) introduction into educational practice in higher education of methods for developing students' knowledge in the field of financial literacy; 2) development of civic identity and patriotic feelings, which act as psychological support for students on the path to professional development and financial success; 3) developing students’ attitude towards money as a result of personal and professional self-realization; 4) providing information and education to foreign students in the field of economic behavior in Russia in order to successfully adapt to a foreign cultural environment.

Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
773-788
Статус
Опубликовано
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Ключевые слова
global citizenship; economic behavior; attitude to money; value orientations; civic identity; Russian and Chinese students; глобальная гражданственность; экономическое поведение; отношение к деньгам; ценностные ориентации; гражданская идентичность; российские и китайские студенты
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/108760/
Поделиться

Другие записи