Введение. В связи с тенденцией к старению населения, нагрузка на врачей первой медикосанитарной помощи возрастает, что обусловливает необходимость пересмотра всей кадровой системы медицинского обслуживания и оказания медицинской помощи. Одним из способов решения проблемы дефицита врачей общей практики, врачей-терапевтов является перераспределение их функций между другими медицинскими работниками. Отдельные задачи, которые решались врачами, могут быть переданы среднему медицинскому персоналу, находящему на должности помощника врача, без добавления возможных рисков и снижения качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению. Однако любое нововведение в кадровую политику здравоохранения должно основываться на результатах постоянного мониторинга проблема и трудностей, связанных с осуществлением специалистами новых профессиональных функций и задач. Целью работы стало выявление отношения медицинских работников, обучающихся по программам подготовки помощника врача и работающих в данной должности в медицинских организациях города Москвы, к новому виду медицинской деятельности и трудовым функциям. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 285 медицинских работников со стажем в должности помощника врача от двух недель до девяти месяцев. Разработана анкета, выявляющая степень удовлетворенности трудом, особенности и характер отношения к должности помощника врача, оценку возможностей осуществления соответствующих трудовых функций и решения профессиональных задач. Использована методика А.В. Батаршева «Интегральная оценка удовлетворенности трудом», модифицированная в соответствии с целями исследования. Статистические методы исследования включали в себя традиционный пакет описательной статистики. Результаты и обсуждение. Выявлено, что в целом помощники врача удовлетворены условиями, созданными для организации обучения и трудовой деятельности. Большинство респондентов положительно оценивают свой опыт работы в должности, многим нравится данная работа. Однако в результате исследования определены и трудности, с которыми сталкиваются помощники врача. Это напряженность профессиональной деятельности, специфика общения в системе «помощник врача - пациент». Возникла целесообразность и необходимость разработки специальных программ дополнительного образования помощников врача, направленных на формирование у них коммуникативной и психологической компетентности. Заключение. Результаты мониторинга позволили сформулировать рекомендации по совершенствованию системы внедрения должности помощника врача в медицинские организации.
Introduction. Due to the trend towards the aging of the population, the burden on first-aid doctors is increasing, which necessitates the revision of the entire personnel system of medical care and medical care. One of the ways to solve the problem of the shortage of general practitioners, internists is the redistribution of their functions among other medical professionals. Individual tasks that were solved by doctors can be transferred to the average medical staff who are in the position of a doctor's assistant, without adding possible risks and reducing the quality of primary health care to the population. However, any innovation in the personnel policy of healthcare should be based on the results of constant monitoring of the problems and difficulties associated with the implementation of new professional functions and tasks by specialists. The aim of the work was to identify the attitude of medical workers studying under the training programs of a doctor's assistant and working in this position in medical organizations of the city of Moscow to a new type of medical activity and labor functions. Materials and methods. The study involved 285 medical workers with experience as a doctor's assistant from two weeks to nine months. A questionnaire has been developed that reveals the degree of job satisfaction, the specifics and nature of the attitude to the position of a doctor's assistant, an assessment of the possibilities of performing appropriate work functions and solving professional tasks. The method of A.V. Batarshev "Integral assessment of job satisfaction" was used, modified in accordance with the objectives of the study. Statistical research methods included a traditional package of descriptive statistics. Results and discussion. It was revealed that, in general, the doctor's assistants are satisfied with the conditions created for the organization of training and work. The majority of respondents positively assess their work experience in the position, many like this job. However, as a result of the study, the difficulties faced by the doctor's assistants were also identified. This is the intensity of professional activity, the specifics of communication in the "doctor's assistant - patient" system. It became expedient and necessary to develop special programs of additional education for medical assistants aimed at forming their communicative and psychological competence. Conclusion. The monitoring results made it possible to formulate recommendations for improving the system of introducing the position of assistant doctor in medical organizations.