Трансформация медиасистемы Франции в начале XXI в.

Французские СМИ привлекают внимание исследователей в силу своего традиционно значимого места в западных и мировых массмедиа. Современная медиасистема Франции охватывает период с 1946 г. по настоящее время. В данной статье мы рассматриваем ее трансформацию в контексте цифровой революции конца ХХ - начала XXI вв., перехода от этатизма IV Республики (1946-1958 гг.) и президентства Ш. де Голля (1959-69 гг.) к либерализации французской медиасферы во второй половине 1980-х гг. и в последующие десятилетия. Эмпирическую базу исследования составили материалы французских массмедиа и статистические данные французских официальных онлайн-источников двух первых десятилетий XXI в. Авторы предпринимают попытку проследить трансформацию медиасистемы Франции в современных условиях усиления цифровой олигополии американских медиакорпораций, а также финансиализации, концентрации капитала и монополизации в сфере французских СМИ. Авторы прослеживают изменения французского законодательства о массмедиа от послевоенных десятилетий до настоящего времени. Возникновение множества новых каналов информации благодаря крупным социальным сетям, ультра-медиатизация французского общества в начале XXI в. стали поводом для дискуссии во французском медиасообществе, а также предметом анализа авторами статьи процесса усиления медиагигантов во французском медиапространстве на современном этапе. Авторы затрагивают вопрос политических симпатий крупнейших медиамонополий Франции в период президентских выборов 2022 г. Авторы приходят к выводу, что в течение семи с лишним десятилетий ХХ-XXI вв. французская медиасистема значительно трансформировалась, пройдя путь от медиасистемы этатистского типа, характерной для послевоенных десятилетий, до олигополии цифровой эпохи текущего десятилетия XXI в.

France’s mass media attract the attention of researchers due to their traditionally significant place in the Western and world media space. France’s modern media system embraces the time lapse from 1946 till present. In this article we study the transformation of the French mass media in the context of the digital revolution of the late 20th and early 21st centuries, the transition from the étatisme of the IV Republic (1946-1958) and the presidency of Ch. de Gaulle (1959-1969) to the liberalization of the French media sphere in the second half of the 1980s and in subsequent decades. French mass media materials and statistical data from French official online resources of the first two decades of the 21st century made up the empirical base of this research. The authors try to trace the transformation of the French media system in the current conditions of the strengthening of the digital oligopoly of American media corporations, as well as financialization, capital concentration and monopolization in the French media. The authors study the transformation of the French legislation on mass media from the post-war decades to the present. The emergence of many new channels of information thanks to large social networks, the ultra-mediatization of French society in the beginning of the 21st century became a reason for discussion in the French media community, and also gave impetus to the authors of this article to study the process of the strengthening of media giants in the French media space at the present stage. The authors touch upon the issue of the political sympathies of France’s main media monopolies during the 2022 presidential elections. The authors conclude that for more than seven decades of the 20th - 21st centuries France’s media system has significantly transformed, going from the étatist media system of the post-war decades to the digital oligopoly of the current decade of the 21st century.

Издательство
BAIKAL STATE UNIV
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
673-689
Статус
Опубликовано
Том
12
Год
2023
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
French media system; IV Republic; Charles de Gaulle's presidency; liberalization; concentration of capital; monopolization; digital oligopoly; французская медиасистема; IV Республика; президентство Ш. де Голля; либерализация; концентрация капитала; монополизация; цифровая олигополия
Дата создания
01.07.2024
Дата изменения
01.07.2024
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/108459/
Поделиться

Другие записи

Просвиркин Г.А., Дорофеева В.В.
Медико-фармацевтический журнал "Пульс". Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОМЕД ХОЛДИНГС". Том 25. 2023. С. 15-22